Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Педагогические основы социальной работы с ребенком, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

Педагогические основы социальной работы с ребенком, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

сгу

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Педагогические основы социальной работы с ребенком, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата"




Автор работы: радченко анна
Страниц: 64 шт.



Год:2013

Цена всего:5000 рублей

Цена:6000 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Инвалидность наряду с показателями заболеваемости, физического развития, группой медико-демографических критериев является важным индикатором состояния здоровья населения. Согласно определению ВОЗ, здоровье - «это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

В настоящее время в динамике состояния здоровья детского населения наметилось множество неблагоприятных тенденций, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; высокий удельный вес детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; прогрессирующий рост хронических форм патологии и болезней аллергического генеза; увеличение частоты осложнений вирусных и паразитарных заболеваний, в том числе контролируемых инфекций - дифтерии, полиомиелита, туберкулеза и др. и, как результат вышеуказанных явлений - повышение общего числа детей-инвалидов.

По мнению экспертов ВОЗ, доля тяжелой детской инвалидности со-ставляет в мире 1-2% от детской популяции и, согласно прогнозам, числен-ность данного контингента детей будет увеличиваться и в дальнейшем.

Ежегодно в Российской Федерации рождается около 30 000 детей с врожденными и наследственными заболеваниями, из них более половины, как показывает практика, признаются в дальнейшем инвалидами.

Полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, участвовать в трудовой деятельности обусловлена у инвалида, как правило, перенесенным заболеванием или травмой, что и приводит к ограничению его жизнедеятельности.

В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (ОПДА) в детском возрасте сопровождаются соматическими и психофизиологическими нарушениями. Эта группа детей полиморфна и включает различные заболевания суставов, позвоночника, мышц, нервов. Наибольшую группу составляют дети с повреждением центральной и периферической нервной системы.

Эти дети воспитываются в специальных детских садах, обучаются в специальных школах и школах-интернатах, в специальных группах и классах при обычных садах и школах.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-педагогическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают детям с ДЦП адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества.

Вопросы обучения и воспитания детей, с нарушениями ОПДА освещены в научных трудах Р.Д.Бабенковой, В.А.Бубновой, Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова и др.

Цель данной работы - охарактеризовать и описать педагогические основы социальной работы с ребенком, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата; обозначить проблемы социальной адаптации ребенка с ДЦП.

Объект исследования – процесс обучения и воспитания ребенка с ДЦП.

Предмет исследования - изучение особенностей развития и образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, особенностей его становления и социализации, а также определение педагогических путей и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в социальной сфере (в сфере общения) у детей с ДЦП.

Гипотеза исследования: качественное и своевременное оказание пе-дагогической помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата позволяет повысить уровень социализации таких детей в общество.

Задачи:

1. Изучить и описать общую характеристику нарушений опорно-двигательного аппарата.

2. Изучить и определить основные направления воспитания и обу-чения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3. Выявить проблемы в общении детей-инвалидов со здоровыми сверстниками, наметить пути решения этих проблем.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования, анализ мероприятий по изучению восприятия ребенком цвета, формы, величины, его мыслительных процессов, счета, внимания и конструктивной деятельности.

Базой исследования является СОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов «Вишенки».

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с ребенком, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата

1.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Основной задачей системы обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями и включение их в общественно-полезную деятельность. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер [5, с. 20].

Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата в зависимости от причин их возникновения [12, с. 89].

I. Заболевания нервной системы:

- детский церебральный паралич (ДЦП),

- полиомиелит.

II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:

- врожденный вывих бедра,

- кривошея,

- косолапость и другие деформации стоп,

- аномалии развития позвоночника (сколиоз),

- недоразвитие и дефекты конечностей,

- аномалии развития пальцев кисти,

- артрогрипоз (врожденное уродство).

III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,

- полиартрит,

- заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),

- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит) [17, с. 184].

Из перечисленных видов наиболее распространенным нарушением опорно-двигательной системы является ДЦП. Так, частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных (от 5 до 9 в разных регионах страны). Современная статистика только по Москве насчитывает около 4 тысяч детей, страдающих церебральным параличом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей [24, с. 18].

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. Заболевание проявляется в виде различных двигатель-ных, психических и речевых нарушений. Таким образом, при ДЦП страдают самые важные для человека функции - движение, психика и речь. Степень тяжести двигательных нарушений варьирует в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом – минимальные [47, с 35].

Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, варьируют в широких пределах, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. Например, при грубых двигательных нарушениях психические расстройства могут отсутствовать или быть минимальными, и, наоборот, при легких двигательных нарушениях могут наблюдаться грубые психические и речевые расстройства (Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Н. М. Всеволожская).

Необходимо отметить, что при всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций) [33, с 54].

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами (89%). Двигательные расстройства у них сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности, что связано с органическим поражением нервной системы и ограниченными возможностями познания окружающего мира. Очень часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому наряду с лечебной и социальной помощью эти дети нуждаются также в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Часть детей не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности [28, с. 59].

Чаще всего при выявлении заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата у ребенка в младенческом или раннем возрасте усилия родителей направлены преимущественно на развитие и коррекцию нарушенных двигательных функций, т. е. на восстановительное лечение [32, с 24]. Хотя родители замечают некоторые особенности психического, речевого развития, личности ребенка, они в большинстве случаев не торопятся обращаться к специальным педагогам, логопедам, психологам. Часть родителей считает, что психическое и речевое развитие выровняется после того, как ребенок будет вылечен или добьется больших успехов в двигательном развитии. Другие полагают, что болезнь всегда накладывает свой отпечаток на психику, поведение ребенка, и это невозможно изменить. Большинство же родителей не знают о существовании системы специального (коррекционного) обучения и воспитания детей с патологией опорно-двигательного аппарата [37, с. 52].

Между тем, основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уже несколько последних десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике в различных учреждениях. Отечественные ученые Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова и др. обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с церебральным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем и дошкольном возрасте и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала и адекватности коррекционного воздействия [20, с. 57].

В настоящее время расширяется сеть специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. К ним относятся специальные ясли-сады, санатории, школы-интернаты, реабилитационные центры и др.

Таким образом, можем отметить, что дети с нарушением опорно-двигательного аппарата нуждаются в специальном обучении и воспитании.

Содержание работы

Содержание:

Список сокращений, использованных в дипломной работе………….3

Введение…………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы социальной работы с ребенком имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата ……………………………7

1.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей……………………………………………………….....7

1.2. Основные направления обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата…………………………11

1.3. Государственно-правовые основы социальной реабилитации ребенка с ДЦП……………………………………………………...20

Глава 2.Экспериментальная работа по изучению проблем в общении ребенка инвалида со здоровыми сверстниками (на базе СОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов «Вишенки») …………………………………………………………….29

2.1. Анализ деятельности СОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и молодых инвалидов «Вишенки»………………………………………………………………………………29

2.2 Анализ программ социальной адаптации ребенка с ДЦП……….35

2.3 Изучение проблем в общении ребенка с ДЦП со здоровыми сверстниками………………………………………………………………………….42

Заключение……………………………………………………………...46

Рекомендации семье, воспитывающей ребенка с ДЦП……………...50

Список литературы……………………………………………………..53

Приложения……………………………………………………………..58

Использованная литература

  1. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к само-стоятельной жизнедеятельности / Под ред. Ю.А. Носовец, С.В. Ульяшиной. – М, 2000. – 360 с.
  2. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика. - М., 1997. – 230 с.
  3. Аксенова Л.И. Специальная педагогика. - М., 2000. – 184 с.
  4. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими детским церебральным параличом // Дефектология №3, 2001. С 25-27.
  5. Базоева И. 3. Механизм формирования региональной, социальной политики государства переходного периода: Автореф. дис. ... канд. экон. - М., 1996. – 21 с.
  6. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - Ярославль, 1998. – 280 с.
  7. Бажкова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата // Дефектология. – 1995. – №1. – С. 30–33.
  8. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. - М.: Академия, 2002. – 200 с.
  9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М., 1988. – 320 с.
  10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии, М., 1998. – 250 с.
  11. Возможности реабилитации детей с умственными и физически-ми ограничениями средствами образования. – М.: Ин-т педагогических инноваций Российской Академии Образования, 1995. – 125 с.
  12. Возрастные особенности психологического развития у детей. - Сб. науч. трудов/отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М., 2001. – 560 с.
  13. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное посо-бие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия 1999. –240 с.
  14. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекци-онной педагогики. – М.: Академия, 2008. – 272 с.
  15. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л., 2002. – 310 с.
  16. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитанием. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Под ред. Н.Д. Соколова, Л.В. Калашникова. - М., 2001. – 360 с.
  17. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. - М., 2000. – 270 с.
  18. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико – психологический анализ развития, двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, С. 19 – 23.
  19. Ипполитова М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. М., 1985, С. 214 – 223.
  20. Ипполитова М.В. О коррекционно-восстановительной работе с детьми с церебральным параличом // Дефектология №1, 1996.- С 57-62.
  21. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Просвещение, 1991. 300 – с.
  22. Кавокин С. Н. Основы управления процессом комплексной реа-билиции инвалидов. Часть 1. – М., 2003. – 205 с.
  23. Кавокин С.Н. Инвалиды и общество (организационно-правовой аспект). – М., 2002. – 222 с.
  24. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом. Методические рекомендации. М. – СПб., НВТ «БИМК – Д», 1998. – 110 с.
  25. Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В. Зозули – М.: Академия, 2005. – 304 с.
  26. Конвенция ООН о правах ребенка. 1990 г. – 70 с.
  27. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / Под ред. Кумарина Г.Ф. - М.: Академия, 2001. – 420 с.
  28. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.Н. Пузанова. - М., 1990. – 270 с.
  29. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990. – 180 с.
  30. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. – 250 с.
  31. Максимова И. Центр реабилитации детей-инвалидов // Воспитание школьников. –2006. – №1. – С. 26–30.
  32. Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у детей с церебральным параличом // Дефектология, 1985, № 1 С. 23-33.
  33. Мастюкова Е.М. О развитии познавательной деятельности у де-тей с церебральными параличами // Дефектология, 1973, № 6 С. 53-55.
  34. Мастюкова Е.М. Особенности логопедической работы при дет-ском церебральном параличе. // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989. – 436 с.
  35. Основы специальной психологии / Под ред. Кузнецовой. – М.: Академия. 2008. – 480 с.
  36. Приходько О.Г. Задачи содержания и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями//Дефектология. - 2003. - №4 С.22-26.
  37. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. - М., 2003. – 180 с.
  38. Рабочая книга социального педагога. Часть 2: Социальная педагогика. – Орел: Книга, 1995. – 157 с.
  39. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реа-билитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1992. – 370 с.
  40. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. М., 1999. – 240 с.
  41. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте - М.: Академия, 2002. – 230 с.
  42. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно – методическое пособие. СПб., 2003 – 410 с.
  43. Социальная педагогика: Курс лекций / Под об. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2000. – 544с.
  44. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. – М.: Изд-во МСГУ «Союз», 1998. – 326 с.
  45. Социальная работа с группами риска // Гуслякова Л.Г., др. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М., 1994. – С.61–79.
  46. Социальная работа с инвалидами. – М.: Ин-т социальной работы Российской ассоциации работников социальных служб, 1996. – 230 с.
  47. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. - М., 2001. – 390 с.
  48. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001. – 260 с.
  49. Федеральный закон № 181. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». – 24.11.95. – 85 с.
  50. Федерального закона от 20.07.2000 г. № 102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 16 Закон Российской Федерации об образовании» // 2000. – 90 c.
  51. Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., Образование, 1995. – 80 с.


Другие похожие работы