Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Формирование осознанного чтения младших школьников

Формирование осознанного чтения младших школьников

Москва

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Формирование осознанного чтения младших школьников"




Автор работы: Надежда
Страниц: 69 шт.



Год:2007

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность выбранной темы. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.

По сравнению с темой произведения, которая просто указывает читателю на то, какую часть окружающего нас «внешнего» для нас или нашего внутреннего мира исследует писатель, пафос литературного произведения и авторская идея, осознанно или интуитивно вложенные писателем в литературное произведение, определяют скрытые в нем при¬чинно-следственные связи и отвечают (со¬ответственно) н два очень важных для чи¬тателя вопроса:

1) почему, изображая то, что привлекло его внимание, писатель из¬брал именно тот эмоционально-оценочный аспект, который мы так хорошо чувствуем или должны почувствовать, читая литера¬турное произведение;

2) зачем он это сде¬лал?

Если ученик начинает думать над вопросами такого характера, то можно говорить об осознанном чтении. Если у школьника возникает желание после прочтения литературного произведения узнать об авторской идее и вообще об авторе данного литературного произведения как о писателе и человеке это сигнал том, что школьник готов к изучению литературы, к осознанному чтению произведений. Такой уро¬вень восприятия текста литературного про¬изведения обыч¬но достигается почти всеми младшими школьниками к концу четвертого года фор¬мирования у них читательской самостоя¬тельности.

Одна из важнейших задач начальной школы формирование у детей навыка осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Выпускники младших классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. В общем-то, умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

Исходя из этого, проблема осознанности чтения представляется одной из актуальных в современной методике преподавания русского языка в национальной школе. Отсутствие языковой среды сказывается на речевой подготовке учащихся, затрудняет осознанность, полное понимание прочитанного произведения.

Объект исследования: процесс обучения чтению младших школьников.

Предмет исследования: формирование осознанного чтения у учащихся 4 класса.

Целью данного исследования является определение эффективности применяемых нами приемов постановки вопросов и творческого пересказа на формирование осознанного чтения.

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

 изучение психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

 выявить проблему по формировании осознанного чтения;

 разработать систему методов, направленных на формирование осознанного чтения;

 экспериментально обосновать эффективность учебных программ по чтению;

 проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.

В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: процесс формирования осознанного чтения младших школьников будет эффективным, если использовать систему приемов по формированию осознанного чтения.

Методологической основой исследования явились работы психологов, педагогов, методистов о процессах обучению чтению младших школьников. Наша работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики таких исследователей, как П.П. Блонского, К.Д.Ушинского, М.Р.Львова, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.Р.Лурия и других.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы;

- наблюдение за учебным процессом в исследуемых классах;

- социометрический опрос;

- педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материал может быть использован учителями и методистами, студентами.

Эксперимент проведен в ? средней общеобразовательной школе. В ходе эксперимента участвовали учащиеся 4 класса, в количестве 14 человек.

Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание работы

Оглавление

Введение...........................................................................................................3

Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования

осознанного чтения младших школьников

1.1. Психологические особенности процесса чтения у детей.......................6

1.2. Проблемы осознанного чтения младших школьников............................14

1.3. Характеристика и пути формирования осознанного чтения..............22

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию

осознанного чтения у младших школьников

2.1. Методика экспериментальной деятельности по выявлению

уровня качества чтения учащихся 4 класса .......................................42

2.2. Формирующий эксперимент.....49

2.3. Итоги экспериментального обучения...53

Заключение.....................................................................................................60

Список использованной литературы...............................................................62

Приложение

Использованная литература

  1. Список использованной литературы:
  2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение /Г.Л. Абрамович М.,1979.-325с.
  3. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми девяти лет /Л.И. Беленькая М.: Просвещение, 1969. 167с.
  4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская М.: Педагогика, 1977. 215 с.
  5. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР /В.И. Водовозов - М.: Педагогика, 1986. 476 с.
  6. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе /А.И. Воскресенская, М.Л. ЗакожурниковаМ.: Учпедгиз, 1950.- 368с.
  7. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы./ М.П. Воюшина Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58
  8. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения / М.П. Воюшина //Начальная школа 1989 - №5- С.16-20
  9. Выготский Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский М.: Просвещение, 1989 315 с.
  10. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии /М.В. Гамезо М.: Просвещение, 1982 190 с.
  11. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений /В.Н. Граблева //Начальная школа 2000 - №11- С.19-25
  12. Детская /Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989 399 с.
  13. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов /И.А. Зимняя - М.: Логос, 2000 383 с.
  14. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план /Л.Н. Изволенская //Начальная школа. 1990 - №12.- С.31-34
  15. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе /Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова Л., 1955 315 с.
  16. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения /А.С. Козырева //Начальная школа. 1990 - №3.- С.67-68
  17. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения /О.И. Колесникова //Начальная школа. 2000 - №11- С.6-13.
  18. Костин Н.А. Методика русского языка в начальной школе /Н.А. Костин М., 1949 289 с.
  19. Кочаровская З.Д. Краткие пересказ в начальных классах /З.Д. Кочаровская //Начальная школа. 1981. - №5- С.20-23.
  20. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. 1985. - №12 -С. 30-34.
  21. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтеният/О.В. Кубасова //Начальная школа. 1991. - №9- С. 26-31.
  22. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников /Г.Н. Кудрина, З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев - М.: Просвещение, 1988. 79 с.
  23. Левидов А.М. Автор образ читатель /А.М. Левидов - Л.: Издательство Ленинградского университета.- 1983. 350 с.
  24. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем /В.А. Левин М.: Лаида.- 1994. 192 с.
  25. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы./А.А. Леонтьев М.: Просвещение.- 1981. 215с.
  26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. /А.А. Леонтьев М.: Смысл.- 1997. 288 с.
  27. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах /А.И. Липкина, М.И. Оморокова М.: Просвещение.- 1967. 112 с.
  28. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников./Н.А. Лошкарева Киев.- 1984. С.17.
  29. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская М.: Академия.- 2000. 368 с.
  30. Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. В кн.: Вопросы детской литературы /Е.П. Малахова - М.: Детгиз., 1955. С.208-232.
  31. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д. Мали //Начальная школа. 1981. №3. С.27-31.
  32. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Под ред. Т.Г. Рамзаевой. С Пб.: Специальная .- 1997. 168 с.
  33. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения /Н.Д. Молдавская М.: Просвещение.- 1976.- 224 с.
  34. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками /Морозова Н.Г. В кн.: Основы методики обучения русскому языку. М., 1965 С.27.
  35. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу /Л.Ф. Ни. //Начальная школа. 1997. - №5.- С.59-63.
  36. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками /О.И. Никифорова М.: Учпедгиз.- 1959- 206 с.
  37. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы /О.И. Никифорова М.: Книга.- 1972. 206 с.
  38. Петровский А.В. Общая психологият/А.В. Петровский М.: Просвещение.- 1986. 463 с.
  39. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя /Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова - М., Просвещение.- 1990. - 254с.
  40. Программы общеобразовательных учреждений //Начальные класса 1 3. М.: Просвещение.- 1994. .160 с.
  41. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат.- 1990. - 494с.
  42. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах /Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов М.: Просвещение, 1979. 431 с.
  43. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум - СПб.: Питер.- 2000. 432 с.
  44. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды /С.П. Редозубов М.: Издательство АПН РСФСР.- 1961. 427 с.
  45. Родная речь: Книга 2, часть вторая. М.: Просвещение.- 1993. 224 с.
  46. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку /Н.С. Рождественский М.: Просвещение.- 1965. 347с.
  47. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина М.: Просвещение.- 1977. 158 с.
  48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн СПб.: Питер.- 1999. 720 с.
  49. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения /Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение.- 1993. .384 с.
  50. Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр./М.А. Рыбникова - М.: Просвещение, 1985. - 288с.
  51. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед./Т.П. Сальникова - М., Просвещение, 1996. 154 с.
  52. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения /Н.Н. Светловская //Начальная школа. 1965. - №7.- С.28-32.
  53. Столяренко Л.Д. Основы психологии /Л.Д. Столяренко Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 671 с.
  54. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Г.Г.Савенок./В.Я. Стоюнин - М.: Педагогика, 1991. - 368с.
  55. Ткачева Т.А., Толмачев А.А. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов /Т.А. Ткачева, А.А. Толмачев - Красноярск: Издательство КГПИ, 1992. С.88.
  56. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /К.Д. Ушинский М.: Просвещение, 1968. 557с.
  57. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. /К.Д. Ушинский М.: Изд-во Академии пед. наук.- т.7.- 1949.
  58. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно / А.И. Шпунтов, Е.И. Иванина //Начальная школа. 1995 - №10. С.20-24
  59. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе / Н.Н. Щепетова М. Просвещение, 1950. 220 с.
  60. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия /П.М. Якобсон М.: Искусство, 1964. С.86.
  61. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного /В.И. Яковлева //Начальная школа. 1985. - №2- С.50-57.
  62. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению /В.И. Яковлева //Начальная школа.- 1990. - №1 - С.20-26.


Другие похожие работы