Роль подвижных игр в ознакомлении старших дошкольников с растительным миром
Курсовая по предмету:
"Экология"
Название работы:
"Роль подвижных игр в ознакомлении старших дошкольников с растительным миром"
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Экологическое образование дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде, которая, предоставляя разнообразным живым существам разнообразные условия для плодотворной активности, является при этом средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. [44].
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Цель исследования: педагогические условия формирования экологических знаний растительного и животного мира у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: процесс воспитания основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование знаний по природопользованию у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и методические основы ознакомления дошкольников с природой.
2. Внедрить в практику ДОУ в старшей группе занятия по формированию знаний о растительном и животном мире у дошкольников.
3. Провести диагностику знаний старших дошкольников о природе
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с растительным миром посредством подвижных игр 5
1.1. Цели и задачи экологического образования дошкольников 5
1.2. Экологическое образование дошкольников через подвижные игры экологического содержания 10
Глава 2. Использование игровой деятельности по ознакомлению старших дошкольников с природой 14
2.1. Характеристика старшего дошкольного возраста 14
2.2. Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой 16
2.3. Диагностика знаний старших дошкольников о растительном и животном мире 21
Заключение 27
Список литературы 29
Использованная литература
- Алексеев С.В. Формирование системы экологических знаний на разных этапах непрерывного образования. // Экология и культура. сб. докл. науч. прак. конф. – Красноярск, 2007. – С. 42 - 44.
- Алексеев С.В. Экология: наука и область образования. СПб., 2004. – 56 с.
- Бабинцева Л.И. Труд и наблюдения в уголке природы // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1. – С. 46 – 48.
- Байда Х.С. Опыты с культурными растениями в школьном уголке природы. – М., 2008. – 87с.
- Бондарева В.А. Образцова Л.Е. Приемы активизации интереса к природе у детей 6-7 лет // Совершенствование воспитательно-образовательной работы в детском саду. - Ростов на Дону, 2007. – С. 19 - 27.
- Быстров А.А. Природоведение в дошкольных учреждениях. – М.-Л., 2008. – 96с.
- Ванходло Г.А. Воспитание детей в старшей группе в связи с работой в уголке природы. / Игра и труд в детском саду. – М., 2008. – С. 69-78.
- Васильева А.И. Развитие наблюдения у детей старшего дошкольного возраста (На материале ознакомления с природой). Автореф. дис… кан. пед. наук. – Минск, 1972. – 26с.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 2008. – 252с.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 5. – С. 24 - 27.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. – М., 2007. – 112с.
- Винтер Н.А., Каминский Н.Г. Растения для уголков живой природы. М.-Л., 2007. – 136с.
- Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. – М., 2006. – 442с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М., 2009. – 96с.
- Гладышева А.В. Дети наблюдают за растениями и животными. /Опыт воспитательной работы детского сада. – М., 2008. – С. 71 – 79.
- Голицына Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: Скрипторий 2007, 2006.
- Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
- Знакомство детей с природой. /Под ред. Е.И. Волковой. – М., 2008. – 93с.
- Золотова Е.И. Использование сравнения при ознакомлении дошкольников с природой. Автореф. дис… кан. пед. наук. – М., 2008. – 21с.
- Игра и ознакомление дошкольников с растениями / сост. И.Г. Комарова. – Могилев, 2009. – 78с.
- Казина О. Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: Академия Развития, ВКТ, 2008.
- Комов С.В. Экологическое образование и воспитание / Тезисы докладов. – М., 2007. – С. 5.
- Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев И.О. Экологическое знание и сознание. – Новосибирск, 2007. – 221с.
- Литвинова О. М. Физкультурные занятия в детском саду. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Муллаева Н. Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2008.
- Пензулаева Л. И. Растем здоровыми и крепкими. – М.: Дрофа, 2007.
- Прохорова Г. А. Утренняя гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Айрис-Пресс, 2009.
- Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре. Старшая группа. – М.: Корифей, 2009.
- Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале. – М.: ГНОМ и Д, 2006.
- Щербак А. П. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2009.