Чувственные формы познания и установление научного факта
Реферат по предмету:
"Естествознание"
Название работы:
"Чувственные формы познания и установление научного факта"
Автор работы: Валерий
Страниц: 25 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Термин естествознание означает знание естества, т. е. природы. Испокон веков изучение природы было фундаментом практической деятельности человека, опытной и идейной базы эволюции мировоззрения. Основные понятия, архетипы, тематические пласты культуры, само представление о закономерностях были порождены исследованием природы.
К любому научному знанию предъявляется требование не только ответить на вопрос, как устроен мир, но и объяснить, почему он устроен именно так, с соответствующими химическими элементами, физическими константами и т. д. Ученый, к какой бы области не относилась его деятельность, должен обеспечить не только объяснение наблюдаемых им явлений, не только описывать их структуру и устанавливать причинно-следственные связи, регулирующие функционирование внешнего мира, но и способствовать росту понимания того, как соотносятся обнаруженые им природные феномены с потребностями и целями человека.
Современное естествознание зачастую имеет дело с исключительно сложными и недоступными исследованию объектами, такими как «черные дыры», ветвящиеся миры, гиперскорости, исчезающе малые величины, виртуальные частицы. Целый ряд объектов исследования естественных наук представляет собой теоретические построения, не имеющие реальных прототипов и даже аналогов [2]. Такая ситуация давно известна в естествознании, однако при введении понятий идеального газа или абсолютно черного тела предполагалось, что, хотя таковых не существует в природе, тем не менее, идеализации отталкиваются от реальных аналогов, выделяя те или иные их особенности для разностороннего исследования. В настоящее время вопрос о реальности сменяется вопросом о допустимости или недопустимости тех или иных моделей в той или иной теории. Современному физику вопрос о реальности или нереальности существования виртуальных частиц покажется столь же неуместным, как напоминание шахматисту о том, что он имеет дело с деревянными королями и слонами, а не настоящими.
Все это приводит к тому, что некоторые исследователи науки все чаще говорят о приоритете теоретического уровня познания, а роль чувственных форм познания и эксперимента в процессе приобретения новых знаний считают малозначимой. Однако необходимо вспомнить о том, с чего же начинается процесс установления научного факта. При этом оказывается, что слова Аристотеля о том, что первым шагом на пути движения к истине является опыт, который начинается, в свою очередь с ощущения, не потеряли своей актуальности.
Часто утверждается, что никакое наблюдение не может быть непосредственным, оно всегда теоретически нагружено, так как исследователь имеет определенные представления о том, что он будет наблюдать. Однако это утверждение лишний раз подчеркивает чрезвычайную актуальность чувственных форм познания и подтверждением этому является введение в некоторых областях естествознания так называемых «слепых» экспериментов, которые имеют своей целью как раз исключение этой теоретической нагруженности. Особенно важную роль такие эксперименты играют в медицине при тестировании новых лекарственных препаратов для исключения плацебо-эффекта или диагностических систем с целью исключить субъективное желание врача (или любого другого исследователя) получить ожидаемые результаты.
Таким образом, целью данной работы является исследование роли чувственных форм познания в процессе установления научного факта, а также их взаимоотношения с другими видами научного познания в современном состоянии естествознания.
1. Обыденное и научное познание
Для большинства людей познание отождествляется только с научно-исследовательской деятельностью, связано обязательно со сложными приборами и хитроумными экспериментами. На самом деле люди могут приобретать знания об окружающей действительности, даже не подозревая о существовании особого вида социальной деятельности, получившей название познание.
Не случайно, при детальном рассмотрении этого вида человеческой активности приходится использовать уточняющие определения и говорить о научном, художественном и других специализированных формах познания. Но существующие параллельно друг с другом, иногда пересекающиеся и вступающие в весьма сложные взаимоотношения, эти формы возникают на некой общей основе, которая обеспечивает наиболее фундаментальную, и в тоже время, наименее осознаваемую систему представлений человека о характере и свойствах того мира, с которым ему приходится иметь дело каждый день [3].
Такой основой является обыденное познание. Его особенность в том, что этот вид познания не существует в виде самостоятельной сущности, будучи одним из аспектов повседневной практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их природных и социокультурных потребностей. Решая утилитарные задачи, связанные с производством и воспроизводством собственной жизни люди неявно для себя (хотя со временем это может осознаваться) получают и накапливают сведения о природной среде, социальном окружении и своем умении взаимодействовать и с тем и с другим.
Само по себе познавательное отношение человека к действительности не является врожденным. Хотя биологи и выделяют в поведении животных нечто вроде познавательного инстинкта, однако человеческая активность всегда целенаправленна и предполагает явное противопоставление индивида и тех фрагментов реальноти, на которые направлено его внимание. Такое отношение складывается не сразу, и лишь осознав себя в качестве одного из источников возмущений, воздействующих на природу, человек начинает задумываться над тем, как наиболее эффективно достигать своих целей. А это, в свою очередь, требует сознательного, избирательно-направленного изучения среды, выделения полезных и вредных (опасных) свойств.
Содержание работы
Введение.3
1. Обыденное и научное познание..4
2. Особенности естественнонаучного познания7
3. Чувственное познание, его формы и виды.9
3.1. Формы чувственного познания9
3.2. Непосредственное и опосредованное чувственное познание..11
4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания..14
5. Научный факт как необходимое условие научного познания18
6. Роль чувственного познания в установлении научного факта...19
7. Заключение..23
Список литературы...25
Использованная литература
- Аристотель. Собр. соч. в 4-х томах. Том 1. Москва: Мысль, 1976.
- Торосян В. Г. Концепции современного естествознания. Москва: Высшая школа, 2003.
- Гусев С. С. // Философия и академическая наука (Верещагин В. Ю., Громов И. А. и др.). Санкт-Петербург, 2002.
- Койре А. В. Очерки истории философской мысли. Москва: УРСС, 2004.
- Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. Москва: УРСС, 2004.