Структура этики и её основные категории
Реферат по предмету:
"Этика"
Название работы:
"Структура этики и её основные категории"
Автор работы: Сергей
Страниц: 24 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Главная трудность при построении целостного, систематического курса этики - огромное разнообразие имеющегося "строительного материала":
• мировоззренческо-методологических подходов и жизнеучений выдающихся мыслителей;
• теоретических понятий и обобщений (включая ключевые понятия - "этика" и "мораль")
• знаний о сложившихся в обществе ценностных позициях, обычаях, нравах;
• актуальных нравственных проблем.
Сквозные системообразующие идеи, скрепляющие этот материал, в учебных планах и программах выражены, как правило, очень нечетко либо вовсе отсутствуют. Прояснить эти имплицитно присутствующие в традиционной этике идеи позволяет в определенной степени этика, представляющая собой методологическую рефлексию философии морали.
Основной инструмент этики - логический анализ этических высказываний и рассуждений.
На базе этого анализа вырабатывается эталонная модель правильного этического рассуждения, которая, в свою очередь, служит фундаментом для построения абстрактной, идеализированной модели этики, - модели, включающей объект, предмет, структуру, функции, категории этики, ее основные проблемы и возможные их решения.
Эта абстрактная модель не заменяет традиционных этических учений, а является лишь средством упорядочения, унификации этической терминологии и проблематики. Такая унификация совместима с теоретическим и ценностным плюрализмом в этике и не ограничивает педагогического творчества в преподавании этой дисциплины. К тому же следует учитывать, что в самой этике существуют различные школы и направления, по-разному трактующие этические понятия и высказывания. Поэтому выработка идеальной модели этики и принципов систематизации этического знания требует предварительных исследований в этой области и принятия определенной хорошо обоснованной этической концепции
Попытаться понять природу этого феномена заставляет и тот факт, что в последние десятилетия в западной этике наметился явный переход именно к такого типа проблематике. Уже возник и все более четко формируется новый образ этики, никогда ранее не существовавший в почти трехтысячелетней ее истории. Именно этот новый образ этики автор называет прикладной этикой. Ибо только так можно зафиксировать и понять тот поворот к конкретно-практическим человеческим проблемам, который осуществила этика в конце текущего столетия. Только так можно объяснить широту и разнообразие прикладных проблем, в которых оказалась востребованной этика. Действительно, казалось бы, что может быть общего между медициной, политикой, экологией, бизнесом? Их объединяют возникающие в них этические проблемы.
И именно потому, что круг проблем прикладной этики необычайно широк, и каждая отдельная из составлявших ее частей - биоэтика, этика бизнеса, экологическая этика и др. имеет достаточно самостоятельный характер, требуется углубленная разработка и соответствующий объем для каждого ее вида.
Несомненно и то, что возникновение и особое внимание к прикладной этике составляет, пожалуй, самое яркое явление в этике конца двадцатого века, ее самую характерную черту, и даже своеобразный предмет гордости.
И поэтому этика становится предметом интереса многих людей.
Мы со своей стороны назовем еще одну весьма важную причину, как развития прикладных видов этики, так и увеличения внимания к ним не только со стороны профессиональных ученых, но и все более широких масс людей. Эта причина - необходимая, но недостаточная. И все же о ней важно сказать. Это - страх.
Никогда еще ранее в истории человечества страх не приобретал таких глобальных масштабов, ведь в конце нашего столетия предметом страха стала реальная возможность глобальных катастроф - ядерной, экологической, демографической и др.
А если признать, что традиционное в прошлом отношение к религии как к всеобщей панацее от зол тоже изменилось, то станет понятно, что именно к этике люди сегодня могут все чаще обращаться с поисками ответов на трудные вопросы.
В этом смысле прикладная этика - это зеркало страха человечества в конце двадцатого века, в том числе страха перед наукой и техникой. И отдельные ее разновидности отражают как бы многочисленные предметы этих страхов и опасений - от медицины до экологии и политики.
В этом смысле ни о каком окончательном варианте прикладной этики или окончательных решениях ее проблем сегодня говорить еще рано.
1. Этика - учение о нравственности
Понятие этика введено Аристотелем (384-323 г.г. до Р.Х.) как обозначение человеческих поступков. Этику он относит вместе с экономическим учением (okonomik) и политикой к практической философии. Последняя исследует данности, подлежащие всесторонней оценке человека. Эта оценка, таким образом, может быть разной для каждого человека в зависимости от определённой ситуации. Этическое суждение должно по Началам Аристотеля учитывать разницу, определяемую личностью и ситуацией. Несмотря на это Аристотель был убеждён, что имеется единый масштаб для оценки разных точек зрения.
Слово этика происходит из греческого языка и в смысловом отношении восходит к слову «этос».
Последнее имеет два значения:
• с одной стороны - привычка, нравы и обычаи
• с другой - место обитания людей, у животных - их хлев; отсюда также характер и образ мыслей, который духовно объединён нравами и обычаями.
Если обдумать оба значения слова Ethos как единое целое, то тогда будет ясна внутренняя связь между действиями и ценностями, лежащими в их основе. В этом случае действия совершаются не слепо, а по глубокому убеждению. Такая этическая установка, ставшая привычной, отражает тогда характер или добродетель или мораль лица, совершающего действие.
Сделанные до этого определения и их отличие могут быть обобщены и противопоставлены в маленькой схеме.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1. Этика - учение о нравственности 6
2. Предмет этики. Соотношение теоретической и практической этики 10
3. Структура этики и ее основные категории 15
Заключение 22
Список литературы 24
Использованная литература
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998. - Тема 1. Предмет этики.
- Зенкова И.Л. Основы этики. Минск. 1998.
- Золотухина, Аболина Е.В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов на Дону. 2000.
- Максимов Л.В. Этика // Российская педагогическая энциклопедия. М.: Российская Энциклопедия, 1999. Т.2.
- Максимов Л.В. Этика и мораль: соотношение понятий // Этическая мысль. Вып.4. М.: ИФРАН, 2003.
- Росенко М. Н. Основы этических знаний. / Оформление обложки А. Олексенко, С. Шапиро. - СПб.: Издательство «Лань», 1998.