Религиозная философия Н.А. Бердяева
Курсовая по предмету:
"Религия и мифология"
Название работы:
"Религиозная философия Н.А. Бердяева"
Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что пока человек и человеческая история – творимые вещи, для нас бесконечно важен Н. Бердяев, ибо за недооценку его наследия мы продолжаем и сегодня расплачиваться небрежным отношением к культуре, которая вовсе не вечна, неспособностью сформулировать парадигму бытия, понижением качества человеческого и личностного существования, угрозой бесконечно «новых» форм терроризма и расползанием ареала III Мировой войны, ибо природа не терпит пустоты: там, где нет человеческих форм, торжествует бесчеловечность, там, где остановилась в своем развитии культура, властвует «её величество» – стихия.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой личностью в русской философии XX в. Для Запада, где он пробыл значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного Ренессанса. Вместе с тем позднее творчество Бердяева выходит уже за пределы Ренессанса и представляет самостоятельную ценность. Духовная биография Бердяева началась с его раннего увлечения марксизмом. Но это увлечение было недолгим. Под влиянием углубленного чтения Достоевского и Соловьёва он проходит типичную для многих философов русского Ренессанса эволюцию от марксизма к идеализму и далее – к православию.
В настоящее время имеется ряд работ, которые посвящены изучению философии Н.А. Бердяева. Особый интерес вызывают такие статьи по данной теме, как «Н.А. Бердяев о происхождении добра и зла» Васильева В.А.; «Н. Бердяев и его философия человеческого достоинства» Вахреневой П.Е.; «Н.А. Бердяев о роли национального характера в судьбах России» Сикорского Б.Ф., «Н.А. Бердяев о русской революции: Философское наследие Н.А. Бердяева» Могильницкого Б.Г.
В статье «Н.А. Бердяев о происхождении добра и зла» автор грамотно анализирует сложные творческие искания Н.А. Бердяева. В частности, он указывает на то, что Н. Бердяев выделяет в своем учении три вида этики: закона (дохристианская), искупления (евангельская) и творчества (богочеловеческая) и подробно рассматривает все три вида.
Вахренева П.Е. в своей статье «Н. Бердяев и его философия человеческого достоинства» рассматривает взгляды Н.А. Бердяева на свободу человека и творчества. Автор обращается в своем исследовании к последней работе Бердяева «Самопознание» и дает довольно подробный анализ этой работы. Также анализируются основные подходы Н. Бердяева к вопросам свободы и творчества. Автор обращает внимание на то, что заслуга Бердяева в том, что он определил примат свободы над бытием и тем самым переопределил и новый смысл человеческой жизни.
Содержание работы
Введение 3
1. Становление философских взглядов Н.А. Бердяева 6
2. Основные направления философии Н. Бердяева 11
2.1. Происхождение добра и зла 11
2.2. Культура – составная часть персоналистической революции 14
2.3. Творчество как призвание и назначение человека 17
2.4. Свобода как условие личностного творчества 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Использованная литература
- Амелина Е.М. Проблема общественного прогресса в русской религиозной философии начала ХХ века//Социально-гуманитарные знания. – 1999. – №4. – С. 238-257.
- Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе: О наследии Н.А. Бердяева//Вопросы философии. – 1990. – №8. – С. 62-73.
- Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. – М.: Мысль, 1991. – 320 с.
- Бердяев Н.А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – 173 с.
- Бердяев Н. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. – М.: Мысль, 1990. – 205 с.
- Булгакова И.Я. Проблемы свободы выбора добра и зла в русской религиозной философии конца ХIХ – начала ХХ в.//Социально-гуманитарные знания. – 1998. – №5. – С. 267-270.
- Васильев В.А. Н.А. Бердяев о происхождении добра и зла//Социально-гуманитарные знания. – 2006. – №2. – С. 162-178.
- Вахренева П.Е. Н. Бердяев и его философия человеческого достоинства//Социально-гуманитарные знания. – 2005. – №3. – С. 275-289.
- Золкин А.Л. Философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 590 с.
- Лешкевич Т.Г. Философия: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 315 с.
- Мамонтов С.П. Философия над схваткой: К 50-летию со дня смерти Бердяева//ОНС. – 1998. – №3. – С. 124-130.
- Могильницкий Б.Г. Н.А. Бердяев о русской революции: Философское наследие Н.А. Бердяева//Новая и новейшая история. – 1995. – №6. – С. 54-66.
- Налетов И.З. Философия. – М.: ИНФРА–М, 2008. – 400 с.
- Сапов В.В. Самопознание Николая Бердяева//Социс. – 1990. – №10. – С. 86-88.
- Свинцов В. Свобода и несвобода. Опыт сегодняшнего прочтения Н. Бнрдяева//Наука и жизнь. – 1992. – №1. – С. 2-7; 10-12.
- Сикорский Б. Бердяев о роли национального характера в судьбах России//Социально-гуманитарные знания. – 1993. – №9-10.
- Трубников Н. «От Зверя к Богу»: Читая «Смысл истории Н. Бердяева//ОНС. – 1995. – №5. – С. 142-150.
- Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 622 с.