Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Политология --> Основные направления региональной политики России.

Основные направления региональной политики России.

ТУСУР (г.Томск)

Курсовая по предмету:
"Политология"



Название работы:
"Основные направления региональной политики России."




Автор работы: Ольга
Страниц: 36 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Для России, страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообраз-ными условиями производства и жизни в различных регионах, региональная тематика всегда была актуальной. Проводимые в стране экономические преоб-разования привели к регионализации экономической жизни, росту роли регио-нов во всех сферах экономической жизни.

К основным целям региональной политики можно отнести:

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма, регионов или субъектов российской Федерации с целью создания единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной со-циальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возмож-ностей регионов;

- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

- охрана окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загряз-нения, комплексная экологическая защита регионов;

- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов и др.

Выбранная тема курсового проекта актуальна тем, что без определенного инструментария вышеизложенные цели региональной экономической политики не могут быть достигнуты. Для их достижения необходимо располагать набо-ром политических и экономических инструментов, которые могут использо-ваться органами государственного управления различных уровней для воздей-ствия на отдельные регионы либо всю много региональную национальную эко-номику, а также методов их использования.

Цель работы раскрыть сущность современной региональной политики России.

Задачи работы:

 Раскрыть понятие региональной экономической политики государ-ства

 Рассмотреть зарубежный опыт

 Определить основные направления Российской региональной эко-номической политики

 Определить основные отличия Российской региональной экономи-ческой политики от политики зарубежных стран.

1. Региональная экономическая политика государства

1.1. Понятие региональной экономической политики

«Региональная политика это особый вид государственной экономиче-ской политики, направленной на государственное регулирование территори-ального развития». , стр. 69\

Региональная политика должна быть направлена на реализацию таких це-лей, которые не могут быть достигнуты автоматически в результате действия рыночных механизмов.

Глобальной целью региональной политики является достижение более эффективного и (или) более равномерного распределения экономической ак-тивности на территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны регионального социально-экономического развития:

- экономическую активность, которая требует экономики рационального распределения производства в пространстве и использования производственно-го потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния;

- социальную справедливость, т. е. такое пространственное распределе-ние экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют более или иене равные возможности достижения желаемого благосостояния.

Обе эти цели региональной политики, как правило, противоречивы. К примеру, сумма максимумов региональных доходов эквивалентна максимуму национального дохода только при условии свободной конкуренции, однако пространственная экономика не является экономикой свободной конкуренции, поэтому конфликт между национальными целями (рост и эффективность) и ре-гиональными (равенство) неизбежен. На практике этот конфликт разрешается следующим образом: на каждом конкретном историческом этапе развития в каждой конкретной стране преобладает одна из указанных глобальных целей. , стр. 71\

Глобальные цели региональной экономической политики являются слиш-ком общими для того, чтобы служить принятию конкретных экономических решений, поэтому они могут быть конкретизированы и трансформированы в многоуровневую систему целевых показателей.

На самом верхнем уровне цели региональной политики совпадают с це-лями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни. Однако и эти цели являются слишком общими для того, чтобы служить выработке конкретных мероприятий по экономиче-ской политике, поэтому их нужно детализировать, сделав тем самым более опе-рабельными.

Следующий уровень целей содержит региональную эффективность, меж-региональную конвергенцию среднедушевых доходов, обеспечение минималь-ных стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам независи-мо от того места, где они живут.

На следующем уровне могут быть выделены такие цели, как максимиза-ция определенных экономических индикаторов, например, занятости, ВРП или среднедушевых доходов. Своя система целей, взаимосвязанная с целями более высокого и более низкого уровней, может быть построена для региона любого ранга. , стр. 73\

Таким образом, по мнению специалистов «в общем случае региональная экономика ориентирована на множество целей, но все они могут быть сведены в две простые модели:

- модель эффективности максимизация роста национальной экономики (имея в виду оптимальное распределение ресурсов в пространстве);

- модель равенства снижение межрегиональных различий показателей доходов, благосостояния и роста».

Классический анализ региональной политики обычно связан с разреше-нием конфликта между эффективностью и равенством. Если регионы с низкими доходами имеют более высокую отдачу на капитал, то цели эффективности и равенства не противоречат друг другу, но поскольку агломерационные эффек-ты, более широкие рыночные возможности и психологические предпочтения населения связаны с более развитыми и богатыми регионами, то указанные це-ли противоречат друг другу.

Теоретически конфликт в рамках двухцелевой модели разрешается доста-точно просто. Один из возможных путей состоит в следующем. Можно выбрать приоритетную цель и максимизировать ее в рамках некоторой модели, а вторую цель зафиксировать в качестве ограничения.

Вышеизложенная проблема эффективности и равенства, - один из аспек-тов формирования целей региональной политики. Не менее сложные проблемы выбора целей порождаются многоуровневым характером региональных систем. Они касаются соотношения целей регионов разного уровня, например, соотно-шения целей экономического роста национальной экономики и отдельного ре-гиона.

Если региональный рост рассматривать как конкурентный, т. е. осущест-вляемый за счет межрегионального перераспределения ресурсов, то цель эко-номического роста национальной экономики может быть реализована за счет приоритетного роста наиболее эффективных регионов, что может противоре-чить целям роста в отдельных менее эффективных регионах, однако проблемы межуровневого взаимодействия целей также могут быть сформулированы в рамках двух рассмотренных моделей эффективности и равенства.

Межрегиональные взаимодействия в этом случае могут быть организова-ны следующим образом. Обеспечение эффективного роста экономики в целом может быть обеспечено за счет перераспределения ресурсов в наиболее эффек-тивные регионы, что будет соответствовать политике региональной эффектив-ности, а дополнительный эффект, полученный от роста в этих регионах, может быть направлена на поддержку слабых регионов, за счет чего может быть обес-печена социальная справедливость. , стр. 42\

1.2. Развитие региональной экономической политики в РФ

В течение длительного времени региональная политика формировалась в условиях единого народнохозяйственного комплекса страны, жестко управляе-мого з центра.

Значительная часть создаваемого национального дохода перераспределя-лась Центром между республиками, чтобы выровнять уровни их развития. В управлении экономикой преобладал отраслевой подход. Размещение производ-ства определялось соображениями оборонного характера. В результате на мес-тах возникло немало диспропорций, острых социальных и экологических про-блем, что явилось питательной средой для национальных и политических дви-жений, противостоящих центру. , стр. 203\

В России гипертрофированно развивались отрасли тяжелой промышлен-ности. Территориальная специализация нередко перерастала в территориаль-ный монополизм при преимущественном строительстве крупных и крупнейших предприятий. С распадом СССР и переходом к новым формам государственно-го устройства в СНГ стали меняться цели территориального развития.

В едином экономическом пространстве центр тяжести перемещается на локальные проблемы комплексного развития каждой области, автономной рес-публики, достижение социального благополучия.

Сегодня для регионов России характерны слабая социальная ориентиро-ванность общественного производства, серьезное отставание непроизводствен-ной сферы от потребностей населения; недостаточное использование возмож-ностей военно-промышленного комплекса для выпуска товаров народного по-требления; разбалансированность производства при значительном снижении выпуска продукции. Структура общественного производства деформирована: в промышленности ведущее место занимает металлоемкое машиностроение. Оно сконцентрировано в крупных городах, в результате чего состояние окружаю-щей природной среды во многих хозяйственно освоенных территориях России стало критическим.

У регионов разные стартовые условия вхождения в рынок. Для радикаль-ного реформирования социально-экономических отношений в России регионам предстоит пройти следующие этапы: стабилизация экономики; устранение кри-зисных явлений; восстановление докризисного уровня производства и социаль-ной сферы; реконструкция экономики, обеспечивающая ее устойчивый подъем.

Решать эти стратегические задачи регионам приходится в новых услови-ях: самостоятельно, практически без помощи Центра, не имея опыта. Никогда раньше местные власти не знали проблем финансовой поддержки крупных предприятий, выплаты зарплаты, обеспечения лекарствами, заготовки продо-вольствия, топлива и т.д. , стр. 205\

Содержание работы

Введение 3

1. Региональная экономическая политика государства 5

1.1. Понятие региональной экономической политики 5

1.2. Развитие региональной экономической политики в РФ 7

2. Особенности понятия региональной экономической политики 21

2.1. Сущность и основные принципы экономического районирования России 21

2.2. Сущность государственной политики в отношении Севера 24

3. Совершенствование региональной экономической политики РФ на современном этапе 27

3.1. Проблемы экономического районирования и варианты будущего районирования России 27

3.2. Основные направления государственной политики в отношении регионов Севера 30

Заключение 33

Список литературы 35

Использованная литература

  1. Анализ тенденций развития регионов России в 2001-2003 гг. - М., Тасис, 2006. - 144 с.
  2. Анализ тенденций развития регионов России. Типология регионов, выводы и предложения. - М.: Тасис, 2004. - 96 с.
  3. Ассекритов С., Широбокова В. Межбюджетные отношения: про-блемы и подходы к их решению//Экономист, 2004. - № 1. С. 57-66.
  4. Виноградов В.В. Экономика России. М.: Юристъ, 2002.- 437 с.
  5. Витковский О.В. Проблемы региональной политики, организации территории//Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. - 2004, №7. С. 30-43
  6. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие. - Самара: Самарск. гос. экон. акад., 2002. - 352 с.
  7. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П. Экономическая гео-графия России: Учебник. - М.: Гардарика , 2003. 752 с.
  8. Домнина И., Маркова Н.. Монахова Т. Государственное регулиро-вание в регионах// Экономист, 2005. - № 3. С. 43-54.
  9. Иванова В., Крепышева Н. Финансово-кредитные организации в системе регионального правления социально-экономическим развити-ем//Экономист, 2006. - № 7. С. 27-33.
  10. Иванченко Л. А., Гневко В. А. Организационные и правовые при-оритеты управления региональной экономикой. СПб.: ВС, 2005.
  11. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-на-Дону: Март, 2005.
  12. Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А. Экономическая география и регио-налистика. Курск: Курск. гос. техн. ун-т, 2007.
  13. Лексин В.Н., Андреева Е.Н., Ситников А.И., Швецов А.Н. Регио-нальная политика России: концепции, проблемы, решения // Российский эконо-мический журнал. - 2004, №9. С. 38-47
  14. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и прак-тика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2007.
  15. Медведев Н. Региональное развитие//Экономист, 2004. - № 5. С. 73-76.
  16. Михеева Н. Н. Региональная экономики и управление. Хабаровск: РИОТИП, 2004.
  17. Нешитой А. Анализ возможностей роста экономики//Экономист, 2004. - № 8. С. 12-23.
  18. Региональная экономика./Под ред. Т. Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  19. Регионоведение./Под ред. Т. Г. Морозовой, М. П. Побединой, С. С. Шишова, С. А. Исляевой. М.: Банки и биржи, 2004.
  20. Родионова И. А. Региональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2004.
  21. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Норма, 2002. 396 с.
  22. Социальные ресурсы и социальная политика./Под ред. Г.Г. Шата-лина, В.Г. Гребенникова. М.: Бизнес, 2001. 381 с.
  23. Стратегия развития производительных сил России//Экономист, 2005 - № 9. С. 86-92.
  24. Ширяев В. Новые инструменты управления бюджетным процессом в регионе//Экономист, 2004. - № 6. С. 52-59.
  25. Экономическая география России./Под ред. Гладких Ю.Н., Добро-скокова В.А., Семенова С.П. М.: Гардарика, 2003.
  26. Экономическая география России./Под ред.Т. Г. Морозовой, М. П. Побединой, С. С. Шишкова. - М.: ЮНИТИ, 2007.


Другие похожие работы