Платон_об_идеальном_государстве
Реферат по предмету:
"Политология"
Название работы:
"Платон_об_идеальном_государстве"
Автор работы: Юлия
Страниц: 15 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей; географических, климатических, исторических условий.
Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.
История государства сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (греко-римской, древневосточных, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другими факторами.
Еще в Древней Греции большинство философских изысканий в той или иной мере затрагивало проблемные вопросы отношений между человеком и государством. Мыслители стремились познать реальность во всей ее полноте, объяснить необходимость существования законов природы и общества.
В Греции государство отождествлялось с городом, но так как городов было много, то было не одно греческое государство, а несколько. Мелкие эти государства вели между собой постоянную войну, ослабляя друг друга и давая возможность вторгаться неприятелям. Чем более усиливалась внутренняя борьба между городами, тем все слабее и слабее становилась Греция. К этому необходимо присоединить и внутренние раздоры между различными классами общества и между честолюбцами, волновавшими народ для того, чтобы захватить в свои руки власть.
Во время этой-то неурядицы жил философ Платон, один из известнейших мыслителей древнего мира, почитаемый во все века, называемый \"божественным\" мыслителем и \"умнейшим из всех греков\".
Когда возникает опасность обществу, возникает мысль о том, как лучше устроить и укрепить это общество, сделать его могущественным и безопасным. Этим и занялся Платон в своих социальных проектах. Он написал два проекта: один в разговоре о государстве, а другой - в разговоре о законах. Первый представляет собой идеальное устройство, к которому должно стремиться государство, а второй - проект менее совершенной организации, но приноровленной к условиям времени. Первый проект сам Платон называет проектом наиболее совершенного государства, самой лучшей формой государственной жизни, но так как эта идеальная форма превышает понятия и стремления его современников, то поэтому он и написал второй проект, как проект более практического характера. Для нас имеет существенное значение разговор о государстве, в котором высказаны настоящие воззрения Платона на дело народного благосостояния без всяких уступок практического характера.
Исходя из вышеизложенного, в настоящей работе будет рассмотрена тема: «Платон об идеальном государстве».
Цель работы: изучить структуру идеального государства Платона.
Из поставленной цели выделим задачи настоящей работы:
1. Рассмотреть типы государств по Платону.
2. Проанализировать устройство идеального государства Платона.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
В настоящей работе была использована научно-методическая литература в области политологии.
1. Типы государств по Платону
Прежде чем рассмотреть идеальное государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил к отрицательному типу, что в уже существующих государствах не устраивало мыслителя принципиально.
В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе .
1. Тимократия власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.
2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.
3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы тирании.
4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.
Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению «идеального» общественного устройства.
Содержание работы
Содержание
Введение.......3
1. Типы государств по Платону.5
2. Идеальное государство Платона....8
Заключение.....15
Список литературы....16
Использованная литература
- Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975. 210с.
- Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е стереотипное. М.: Академический Проект, 2000. 762с.
- Буренко В.И., Сковиков А.К. Политология. Учебник. М.: Экзамен, 2006. 480с.
- Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. - М.: Мысль, 2005. 405с.
- Лосев А.В., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. - М.: Инфра-М, 1993. 352с.
- Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. - М., 1997. 654с.
- Основы государства и права. / Под ред. О. Е. Кутафина. М.: Юристъ, 2006. 485с.
- Платон. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1971.
- Политология. / Под. ред. Д С Клементьева. М.: Знание, 2007. 490с.
- Теория государства и права: Учебник. / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004. 475с.