Отражение этических представлений домонгольской Руси в древнерусской литературе (XI - XIII вв.)
Дипломная по предмету:
"История"
Название работы:
"Отражение этических представлений домонгольской Руси в древнерусской литературе (XI - XIII вв.)"
Автор работы: Иванов Денис
Страниц: 63 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Изучение культурного наследия никогда не теряет своей актуальности без него невозможно глубокое понимание культурных явлений настоящего и объективное представление о перспективах формирования культуры завтрашнего дня. В этом смысле любая историческая культура современна. Тем более невозможно понять какую-либо культуру, какого-либо периода, не имея представления о базовых фундаментальных вещах, на которых эта культура зиждется. Одной из таких базовых вещей, лежащей в основе духовной культуры является блок этических и нравственных представлений, как всеобщей морали и совокупности норм поведения.
Объектом исследования данной работы является комплекс литературного наследия Древней Руси. Предметом отражение в нем современных эпохе этических норм и представлений.
Хронологические рамки изначально заданы темой работы это эпоха домонгольской Руси, а именно XI XIII века, поскольку данный период можно воспринимать как вполне законченный и цельный как в плане социально-экономической и политической истории, так и в духовном и культурном аспектах.
В качестве источников в работе были использованы летопись Повесть временных лет и литературные произведения эпохи повести, слова, различные агиографические материалы, сказания. Среди последних произведения как оригинальные, то есть созданные «местным» автором, так и переводные. Сразу же после принятия христианства Древняя Русь обратилась к творениям отцов церкви, поскольку «новые люди», т. е. вновь обращенные христиане, нуждались в разъяснении христианской догматики, нравственных наставлениях-поучениях, в «душеполезных словах». На Руси воспользовались готовыми переводами на древнеславянский язык греческих энциклопедических сборников, сделанных еще в начале века в Болгарии при царе Симеоне, а также начали создавать сборники, включавшие в свой состав отдельные произведения Отцов церкви и произведения оригинальные, зачастую приписанные признанным авторитетам византийской патристики. Эти сборники, конечно, не могут быть в полной мере отнесены к художественным произведениям. Однако их изучение позволяет уяснить характер умственной, нравственной жизни того времени, а также лучше разобраться в художественном своеобразии оригинальных произведений древнерусской литературы .
В отечественной историографии этическим представлениям и нормам в отражении древнерусской литературы, иногда уделялось внимание в работах, посвященных исследованию культуры, философии и общественно-политической мысли Древней Руси.
Так Б. А. Рыбаков в книге «Культура Древней Руси» говорит о том, что отличительной особенностью этики древнерусского литературы было «отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей» .
В книге Д. С. Лихачева «Человек в литературе древней Руси» рассматривается художественное видение человека в древнерусской литературе и художественные методы его изображения .
В работе Б. А. Романова («Быт и нравы Древней Руси»), по его собственным словам, пытался «собрать и расположить в одной раме, разбросанные в древнерусских письменных памятниках следы бытовых черт, житейских положений и эпизодов из жизни русских людей XI XIII вв.» .
Значительное внимание этической стороне княжеской власти, нашедших отражение в древнерусских текстах уделяет И. Я. Фроянов .
И. Н. Данилевский полагает, что целостная концепция человека средневекового книжника представлена в системе нерасчлененных моральных и эстетических взглядов на человека: «Прекрасное материальное и видимое содержит информацию о красоте абсолютной духовной. Эта концепция оказалась естественным органическим элементом христианской системы этико-эстетических представлений» .
В. П. Адрианова-Перетц говорит о том, что «большинство древнерусских писателей, в отличие от народных поэтов, в гораздо большей степени отразили в своем творчестве воздействие морально-философской теории христианства» .
Книга В. Н. Топорова «Святость и святые в русской духовной культуре», посвящена исследованию святости в русской духовной культуре ее происхождению, выяснению исходного значения слова, обозначающего святость и тому, как после принятия христианства на Руси понималась святость. Автор в значительной степени использует в качестве источника произведения древнерусской литературы.
В работе А. С. Демин «О художественности древнерусской литературы. Очерки древнерусского мировидения» характеризуются представления древнерусских писателей XI XVII вв. о природе, животных, человеке, его внешности и энергичности, о женщинах, о Русской земле, о богатстве и бедности, политике и культуре и многом другом всем том, что составляет художественное содержание древнерусской литературы. Значительное внимание автор уделяет общим, т.е. философским идеям и представлениям о государстве, стране, народе, обществе как целом, которые были принесены христианством на Русь или сформировались у писателей благодаря крещению в некий комплекс, отличный от языческого.
Значительное место занимают работы, посвященные какому-либо аспекту этических представлений , чаще других поднимается вопрос, связанный с властью, или ее носителями, что вполне естественно, так именно этот аспект морально-нравственных отношений волновал авторов древнерусских текстов более всего, и соответственно отразился в источниках . И лишь в некоторых делаются попытки рассмотреть комплекс этических представлений в целом .
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение комплекса этических представлений Древней Руси, нашедших отражение в литературных памятниках эпохи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач: во-первых, определение круга необходимых источников, во-вторых, анализ этих произведений, в-третьих, выявление фрагментов этических представлений в произведения и, в-четвертых, систематизация полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из трех тематических глав, введения, заключения, списка использованных источников и литератры. В первой главе рассматриваются внехристианские этические представления, нашедшие отражение в древнерусской литературе, во второй главе, соответственно, христианские моральные ценности, а в третьей массив представлений, имеющий корни как в христианской, так и в дохристианской этике и посвященный одному из наиболее затрагиваемых вопросов древнерусской литературы вопросу о власти.
Содержание работы
Введение 3
1. Нехристианские и не строго христианские элементы этических норм в литературе Древней Руси 5
2. Христианская составляющая комплекса этических представлений авторов домонгольской Руси 17
2.1. Бренность и греховность бытия человека 20
2.2. Добродетели и пути спасения человека 32
3. Морально-нравственный аспект княжеской власти в изображении древнерусской литературы 43
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 57
Использованная литература
- и литературы
- Житие Александра Невского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб., Наука. 2000. С. 358 369.
- Из изборника 1076 года // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., Наука. 1999. С. 406 479.
- Киево-Печерский патерик // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб., Наука. 2004. С. 296 489.
- Кирилл Туровский. Притча о человеческой душе и теле // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб., Наука. 2004. С. 141 157.
- Моление Даниила Заточника // Древней Руси. XII век. М., Художественная . 1980. С. 389 401.
- Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI начало XII века. М., Художественная . 1978. С. 417 450.
- Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., Наука. 1997. С. 62 316.
- Поучение Владимира Мономаха // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., Наука. 1997. С. 456 476.
- Сказание о Борисе и Глебе // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., Наука. 1997. С. 328 351.
- Слово о законе и благодати Иллариона // Библиотека литературы Древней Руси Т. 1. СПб., Наука. 1997. С. 26 61.
- Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб., Наука. 2000. С. 156 163.
- Физиолог // Библиотека литературы Древней Руси. Т 5. СПб., Наука. 2000. С. 402 413.
- Хождение Богородицы по мукам // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 3. СПб., Наука. 2004. С. 306 321.
- Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская и фольклор. Л., Наука. 1974. 172 с.
- Анисимова О. М. Представления о правде, любви, добре в древнерусских памятниках XII XIII вв. // Герменевтика древнерусской литературы. XI XVI вв. М., АН СССР Институт мировой литературы. 1989. С. 207 230.
- Бахтина О. Н. Старообрядческая и традиции христианского понимания слова. Томск. Изд-во Томского университета. 1999. 260 с.
- Горский В. С. «Срединный слой» картины мира в культуре Киевской Руси // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки). Киев, Наукова думка. 1988. С. 169 176.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
- Данилевский И. И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., Ас¬пект Пресс. 1998. 399 с.
- Ключевский В. О. История сословий в России. М., Харвест. 2004. 208 с.
- Кусков В. В. Святослав Изборник 1073 // Древняя Русь. 2000. № 1. С. 13. С. 14 28.
- Килунов А. Ф. К вопросу о морализме древнерусской летописи // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки). Киев, Наукова думка. 1988. С. 141 146.
- Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., Художественная . 1978. 360 с.
- Лихачев Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М., Современник. 1979. 349 с.
- Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., Наука. 1970. 180 с.
- Монахова Н. П. Идеологическая основа противопоставления «мудрости» и «храбрости» в «Молении Даниила Заточника» // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1981. № 2. С. 22 31.
- Одесский М. П. Поэтика власти на Древней Руси // Древняя Русь. 2000. № 1. С. 4 10.
- Пикулык Н. Ф. Моральный выбор человека в истории (на материале древнерусских летописей) // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки). Киев, Наукова думка. 1988. С. 194 205.
- Прокофьев Н. И. О мировоззрении русского средневековья и системе жанров русской литературы XI XVI вв. // Древней Руси. Ч. 1. М., 1975. С. 5 39.
- Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси // От Корсуня до Калки. М., Молодая гвардия. 1990. С. 255 470.
- Рыбаков Б. А. Культура Древней Руси. М., Знание. 1956. 40 с.
- Рыбаков Б. А. Русские летописцы и автор «Слова о полку Игореве». М., Наука. 1972. 568 с.
- Стефанович П. С. Древнерусское понятие чести по памятникам литературы домонгольской Руси // Древняя Русь. 2004. № 2. С. 63 87.
- Стефанович П. С. Религиозно-этические аспекты отношений знаи и князя на Руси X XII веков // Отечественная история. 2004. № 1. С. 3 18.
- Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., Гнозис. 1995. 875 с.
- Толстой Н. И. Религиозные верования древних славян // Очерки истории культуры славян. М., Изд-во Московского университета. 1996 247 с..
- Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., Изд-во Ленинградского университета. 1980. 230 с.
- Чайка Т. А. Нравственные альтернативы средневекового сознания в древнерусской агиографической литературе // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки). Киев, Наукова думка. 1988. С. 177 186.