Симеон Полоцкий: исторический портрет
Дипломная по предмету:
"История"
Название работы:
"Симеон Полоцкий: исторический портрет"
Автор работы: Иванов Денис
Страниц: 80 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Симеона Полоцкого вряд ли можно отнести к самым известным и почитаемым отечественным авторам и общественным деятелям, тем не менее, именно с этого имени начинается в России, как история стихосложения, так и история драматургии. С его именем связаны первые проекты высшего образования в России. М. В. Ломоносов среди книг ставших по его словам вратами его учености, называет «Псалтырь рифмтворную» Симеона Полоцкого . Но о жизни этого без сомнения замечательного человека известно не так уж много. Мало известный сегодня, для современников и ближайших потомков он был значимой фигурой. Во многом, потому что деятельность Симеона Полоцкого оказалась актуальной в контексте непредсказуемой истории рубежа XVII XVIII вв. В его творчестве соединилось старое и новое, Запад и Восток. Помимо этого Полоцкий был известен и как страстный книголюб и просветитель, он обладал крупной библиотекой, его называют даже выдающимся библиофилом.
Объектом настоящей работы является историческая личность Симеона Полоцкого, предметом его биография и творческое деятельность. Хронологические рамки ограничивают исследование периодом жизни и творчества Симеона Полоцкого с 1629 по 1680 гг.
Цель работы всестороннее рассмотрение жизни и творчества Симеона Полоцкого. Исходя из цели и предмета исследования, задачи работы сводятся к следующим трем: 1. осветить жизненный путь Симеона Полоцкого; 2. рассмотреть творческую деятельность Симеона во всех ее проявлениях; 3. проследить историю наследия Полоцкого после его смерти.
О Симеоне Полоцком, хоть и кратко, писали многие выдающиеся историки. Наиболее подробно о С. Полоцком написано у Н.И.Костомарова. Он не жаловал Симеона добрым словом: «Он (Симеон) не довольствовался скромными келейными учеными трудами; он беспрестанно напоминал о себе при дворе, кланялся государю, писал поздрвительные стихи, восхваления всякого рода и вошел в такую милость, что сделался учителем царевича Федора, а пред концом царствования Алексея Михайловича увеселял царя и его двор комедиями своего произведения.
Сочинения Полоцкого не показывают в нем большой учености; он вовсе не знал по-гречески; Епифаний Славинецкий недолюбливал его, как часто не любят добросовестные труженики науки верхоглядов, и когда Симеон набивался к нему в сотрудники по исправлению книг, Епифаний отделался от Симеона, хотя, по своему добродушию, охотно отвечал ему на разные вопросы, с которыми обращался к нему Симеон, гораздо меньше его ученый. Зато, не успевши приобресть значения у строгого ученого, Симеон поспевал везде и прославлялся как защитник православия против раскола, как богослов, как проповедник, как стихотворец. Замечательного таланта у него не было ни на одно из этих призваний, но его сочинения занимательны, так как касаются современных вопросов жизни и представляют много своеобразного в духе своего времени» . Столь категоричная оценка в последующей историографии не характерна для творчества Симеона Полоцкого.
Так, например выдающийся ученый С. М. Соловьев довольно подробно писал о Симеоне Полоцком: он был образцом домашнего учителя, какой требовался у нас в XVII, XVIII и даже в XIX веках: выучить детей всему, но без принуждения, уметь подсластить науку, приохотить к ней; но кроме учения детей домашний учитель должен быть годен и на другие послуги в доме; именины господина или госпожи: домашний учитель пишет поздравительные стихи и речи; пишет театральные пьесы; умрет кто-нибудь в семействе у домашнего наставника готовы и жалобные стихи. Таков был и Симеон Полоцкий, ходячая энциклопедия, неутомимый борзописец, умевший писать обо всем, ловкий собиратель отовсюду чужих мнений и старающийся представить их занятно, заставить выучить их шутя: разумеется, от такого человека нельзя требовать оригинальности, самостоятельности. Полоцкий, зная языки латинский и польский, собирает отовсюду анекдоты, изречения, определения и все это переводит стихами, виршами, в виршах излагает главные события Ветхого и Нового завета, историю римских императоров. Полоцкий провозглашает о необходимости научного образования и в проповедях своих. Ревнитель просвещения, призванный в Москву для его распространения, Симеон Полоцкий в проповедях своих напал на старых учителей, священников, за их невежество . Несмотря на то, что оценка деятельности Полоцкого у С. М. Соловьева в общем положительная, но только как учителя и образованного для своего времени человека.
Примерно в этом же русле рассуждает и другой не менее выдающийся российский ученый В.О. Ключевский. Он называет Симеона приятным учителем, облекающим науку в привлекательные формы. В его виршах можно видеть стихотворный конспект его уроков. Здесь он касается и политических предметов, стараясь развить в своих царственных питомцах политическое сознание .
Помимо упоминаний в общих курсах истории и литературы уже в дореволюционной литературе появились монографические работы, посвященные жизни и деятельности Симеона Полоцкого, которые более справедливо оценивали его заслуги . Работа И. А. Татарского используется исследователями жизни и творчества поэта и по сей день.
Нельзя сказать, что советской историографией личность Симеона Полоцкого была обделена вниманием. Начиная с 40-х годов появляются работы посвященные Полоцкому И. П. Еремина, в основном это статьи или очерки в составе истории русской литературы . Видимо помня традиции великих отечественных историков И. П. Еремин не забывает сказать, что Симеон Полоцкий не принадлежит к числу великих писателей. Тем не менее, этим утверждением И. П. Еремин не ограничивается, Симеон Полоцкий, по его словам, дело свое выполнил с честью, не смотря на ограниченность своего скромного таланта. Дело это заключалось в том, что он положил основание в русской литературе той отрасли художественного творчества, которая до него была почти совсем не разработана, - поэзии и драматургии. И в этом его историческая заслуга. Он является так же основоположником силлабического стиха в русской поэзии, но скованная литературной традицией поэзия Симеона Полоцкого никогда, в сущности, не выходила за пределы традиционной проблематики панегирической и дидактической поэзии школьного «барокко». Тем не менее, он еще во второй половине XVII в. отразил многие потребности и запросы наступающей Петровской эпохи .
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Юность 11
Глава 2. Расцвет творческой деятельности Симеона Полоцкого 18
§ 1. Педагогические взгляды 24
§ 2. Художественное творчество Симеона Полоцкого 29
Поэзия 29
Драматургия 36
§ 3. Симеон Полоцкий проповедник и богослов 40
§ 4. Политические взгляды Полоцкого 45
Внешнеполитическая взгляды 45
Образ идеального царя 49
Соотношение светской и духовной власти 51
§ 5. Просветительская деятельность Симеона Полоцкого 52
Книгоиздательская деятельность 52
Проект Академии 55
Глава 3. Судьба наследия Симеона Полоцкого 60
Заключение 68
Приложения 72
Список использованных источников и литературы 76
Источники 76
Литература 76
Использованная литература
- И ЛИТЕРАТУРЫ
- ИСТОЧНИКИ
- Еремин И.П. «Декламация» Симеон Полоцкий // ТОДРЛ, т. VIII. М.- Л., 1951. С. 116 124.
- Русская силлабическая поэзия XVII - XVIII вв. Л., 1970. С. 164 173.
- Симеон Полоцкий. Избранные сочинения. М. Л., 1953. 749 с.
- Симеон Полоцкий. Вирши. Минск, 1990. С. 365.
- Симеон Полоцкий. «Вертоградъ многоцвъетный» // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. М., 1994., Кн. 3.
- Берков П. Н., Книга в поэзии Симеона Полоцкого // ТОДРЛ, т. XXIV. Л., 1969. С. 260 266.
- Глухов А. Муж, исполненный разумом просвещения: Симеон Полоцкий // Университетская книга. 2004. № 4. С. 24 34.
- Голенченко Г.Я. Белорусы в русском книгоиздании // Книга. Исследования и материалы. Сб. 13. М., 1966.
- Гребенюк В.Г. Эволюция политических символов российского общества. Развитие русского барокко. Зарождение классицизма в России XVII XVIII в. М.: Наука, 1989. 536 с.
- Гусева А.А. Оформление изданий Симеона Полоцкого в Верхней типографии (1679-1683) // ТОДРЛ, Л., 1975, т. 38.
- Державина О. А. Пьеса о царе Навухудоносоре на евро¬пейской и русской сцене XVIII в. // ТОДРЛ, Л., 1969, т. 25.
- Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987 С. 282 304.
- Еремин И.П. Древней Руси, М.- Л., 1966.
- Еремин И. П. Поэтический стиль Симеона Полоцкого // ТОДРЛ, М. Л., 1948. Т. 6, С. 125 163.
- Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели XVII века. М., 1972. С. 197 335.
- Кисеева М.С. Учение книжное. Текст и контекст древнерусской книжности. М., 2000.
- Ключевский В. О. Курс русской истории. - М., 1988.
- Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 1. М., 1990.
- Лабынцев Ю.А. Ставшие ее частью. Коллекции русских библиофилов в главной книжной сокровищнице страны. М., 1990.
- Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х XVII вв. Эпохи и стили. Л., 1973. - С. 165 214.
- Луппов С.П. Книга в России в ХVII веке. Л., 1970.
- Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб. 2000. С. 388.
- Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.
- Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. - Л., 1973.
- Панченко А. М. О русском литературном быте рубежа XVIIXVIII вв. // ТОДРЛ, т. XXIV. Л., 1969.
- Панченко А.М. Слово и Знание в эстетике Симеона Полоцкого // ТОДРЛ. М.- Л. 1970. Т. 25.
- Панченко А. М. Истоки русской поэзии // Русская силлабическая поэзия XVII XVIII вв. Л., 1970. С. 5 34.
- Прашкович Н. И., Из ранних декламаций Симеона Полоц¬кого («Метры» и «Диалог краткий») // ТОДРЛ, М.-Л., 1965. С. 29-38. Т. 21.
- Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль России. Вторая половина XVII века. М., 1972.
- Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974.
- Робинсон А. Н., К проблеме «богатства» и «бедности» в рус¬ской литературе, XVII века. (Толкования притчи о Лазаре бога¬том) // Древнерусская и ее связи с новым временем. Вып. 2. М., 1967. С. 124-155.
- Робинсон А.Н. Симеон Полоцкий и русский литературный процесс // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982.
- Робинсон А. Н. Зарождение концепций авторского стиля в украинской и русской литературе конца XVI-XVII века (Иван Вишенский, Аввакум, Симеон Полоцкий) // Русская на рубеже двух эпох (XVII начало XVIII в.) Вып. 3. М., 1971. С. 33-83.
- Робинсон М А, Сазонова Л И Заметки к биографии и творчеству Симеона Полоцкого // Русская . - 1988. - № 4 - С. 134 - 141.
- Румянцева В. С. Тенденции развития общественного сознания и просвещения в России в XVII в. // Вопросы истории. 1988. № 2. С. 12 24 .
- Сазонова Л И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII - начало XVIII в.) - М., 1991.
- Сазонова Л.И. «Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого (эволюция художественного замысла) // Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятелность. - М., 1982.
- Сапунов Б.В. Из истории международных связей Московской Руси XVIXVII вв. // Книга. Исследования и материалы. Сб. 22. М., 1971.
- Серман И. 3., «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоц¬кого и русская поэзия XVII века. // ТОДРЛ, М.-Л., 1962. - Т. 18.- С. 214 - 232.
- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 12, 13. М.: Мысль, 1993.
- Юсим М.А. Книги из библиотеки Симеона Полоцкого Медведева // ТОДРЛ, М., 1993. Т. 47.