Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> История --> Раскол в русской церкви: социокультурное значение

Раскол в русской церкви: социокультурное значение

Москва

Реферат по предмету:
"История"



Название работы:
"Раскол в русской церкви: социокультурное значение"




Автор работы: Вероника
Страниц: 13 шт.



Год:2011

Цена всего:1999 рублей

Цена:2999 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ИСТОРИЯ РАСКОЛА

В течение XVII в. политическая роль Церкви постепенно падала. Прекращение созыва земских соборов, ограничение в правах боярской думы, рост роли бюрократического аппарата – все это свидетельствовало о перерастании сословно-представительной монархии в абсолютную. Деятельность патриарха Никона (1652 - 1658) является последней попыткой переломить неблагоприятный для церкви процесс.

С середины XVII в. вокруг царя Алексея Михайловича и его духовника Стефана Вонифатьева организовался кружок «ревнителей благочестия» ( в который входили как Никон, так и его будущий противник Аввакум), стремящихся поднять уровень религиозной жизни народа, искоренить пороки духовенства и исправить нестроения церковной жизни. Они стремились к проведению реформы церкви с опорой на русские традиции. Реформа должна была коснуться только церковной организации и нравственности, но не затрагивать существа вероучения и культа. В 1652 г. После смерти патриарха Иосифа Никон избран патриархом. Программа Никона состояла в укреплении Русской Православной Церкви и утверждении ее как вселенской церкви во вселенском православном царстве. Идея нравилась царю, приверженцу концепции «Москва – третий Рим», мечтавшему занять место византийских императоров и превратить Русское государство во Вселенскую Греко-Российскую Восточную империю.

Для начала было необходимо провести унификацию богослужения Рус. церкви. В каждой местности сложилась своя практика богослужений – везде пели, читали и писали иконы по-своему. Причем традиции воспринимались как единственно правильные, завещанные предками, зарекомендовавшие себя удачными. Замена пестроты единообразием должна была совершаться по определенным образцам книг и обрядов. Литургическая реформа была необходима для исправления разночтений и неточностей в богослужебных книгах, накопившихся до введения книгопечатания из-за ошибок переписчиков (исправление книг имело место и ранее). Сторонники литургической реформы считали, что исправление книг и обрядов необходимо проводить по древнерусским образцам. Однако, Никон взял за основу не традиции греческого и славянского православного богослужения, а богослужебную практику современной ему Греческой церкви.

В 1653 – 1655 гг. было осуществлено исправление богослужебных книг и обрядов. С 1653 переиздание книг осуществлялось группой редакторов-«справщиков» под руководством афонского монаха Арсения Грека. В качестве образцов брались современные греческие книги, изданные в Италии. При этом никакой сверки богослужебных книг с более ранними греческими и славянскими текстами не проводилось. Не учитывалось, что в Греческой церкви также накапливались изменения, что богослужебная практика Русской церкви опиралась на серьезную традицию, а не только была следствием невежества. Так, например, совершение крестного знамения тремя перстами было введено в Византии в XII в. В русской традиции сохранилась прежняя норма, подтвержденная Стоглавым собором 1551 г., который узаконил Иерусалимский богослужебный устав (в других восточных Церквях утвердился Студийский устав, который и был взят за образец литургических изменений).

В начале Великого Поста 1653 г. Никон разослал по храмам «память», и это означало начало реформ. Все изменения проводились принудительно и поспешно. Опираясь на поддержку царя, Никон в 1654 г. добивается их утверждения на церковном соборе, там же одобрен к печати перевод «Скрижали» греческого иеромонаха Иоанна Нафанаила, где излагались литургии, таинства и обряды греческой церкви. Несогласие на соборе выразили епископ Павел Коломенский и протоиерей Иоанн Неронов (к ним присоединились протопопы Аввакум (Петров), Логгин, Даниил). Царю было подано общее прошение на «многомятежного Никона», оставшееся без ответа. Участники собора состояли из 5-ти митрополитов, 4-х архиепископов, 11-ти архимандритов и игуменов, 13-ти протопопов, нескольких приближенных царя. На собор не были допущены те, кто мог бы противоречить. Противостояние епископа Коломенского Павла было прервано Никоном, который сорвал с него мантию и отобрал Устав. Выступали только царь и патриарх. В результате, собор дал согласие на исправление книг.

Содержание работы

История раскола 3

Содержание реформ патриарха Никона 9

Значение раскола 11

Список используемой литературы 13

Использованная литература

  1. Ершова И. И. Церковь в Московском государстве в XV – XVII вв. // История религии: в 2-х тт. Под ред. И. Н. Яблокова. Т. 2. С. 191 - 214.
  2. Ключевский В. О. Курс русской истории http://www.kulichki.com/ inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm
  3. Цечоев В. К., Асташин В. Е. Отечественная история: Учебное пособие. М., 2004.
  4. Шахов М. О. Раскол в русском православии // Религиоведение: Энциклопедический словарь. Под ред. А, П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакяна.
  5. Шахов М. О. Старообрядчество // Религиоведение: Энциклопедический словарь. Под ред. А, П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакяна.


Другие похожие работы