Организация и стимулирование труда на различных этапах советского периода в истории России
Реферат по предмету:
"История"
Название работы:
"Организация и стимулирование труда на различных этапах советского периода в истории России"
Автор работы: Алёна
Страниц: 25 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В данной работе рассматривается тема организации и стимулирования труда на различных этапах советского периода в истории России.
Эта тема очень емкая, своеобразная и ажная, проходящая рефреном через весь исторический путь российского народа в XX веке, исключая только первое и последнее его десятилетия, включая в себя весь ушедший уже в историю советский период. Трудовые отношения в нем, несколько видоизменяясь с течением времени, характеризовались все же одним принципиальнейшим условием: наш народ всегда работал тяжело, вынужденно, самоотверженно, с непоколебимой верой в когда-нибудь наступающее счастье как результат и вознаграждение за преданную труду жизнь.
В наступившем уже XXI веке совсем другие трудовые отношения, организация и мотивация труда, и для того, что бы показать как трудно, какими колоссальными жертвами и усилиями наш народ достигал поражающие остальной мир успехи, выполнена моя работа.
1. Общие положения.
Отношение к труду в тот или иной исторический период принято рассматривать с точки зрения реконструкции основных составляющих трудовой этики. Центральным вопросом в этом контексте является вопрос «для чего я работаю?» В историческом плане ответ на него довольно сложно поддается детальной реконструкции, поскольку связан как с новыми, характерными только для изучаемого исторического периода трудовыми этическими нормами и ценностными ориентациями, так и с доминировавшими в обществе на более раннем этапе этическими установками по поводу труда. В целом речь идет об устойчивых ментальных представлениях и тех новациях, которые на них «накладываются».
В социологической литературе принято рассматривать два идеальных типа трудовой этики традиционный и современный.
Традиционный тип трудовой этики называют еще потребительским или минималистским. Трудовая деятельность традиционного типа ориентирована на удовлетворение скромных, практически минимальных потребностей семьи в питании, одежде, жилье. Все заработанное, согласно этическим представлениям традиционного типа, следует тратить и не стремиться к накоплению. Такой труд «доставляет хлеб насущный и одежду, но не имеет цели доставить богатство», и именно он составляет суть «этики праздности» доиндустриального общества. Переход к современному типу трудовой этики, охвативший в разных странах Западной Европы период позднего средневековья и раннего нового времени, основательно исследован в медиевистике и, без преувеличения, является одной из центральных проблем современной истории ческой антропологии. Современный тип трудовой этики, который также называют буржуазным или максималистским, ориентирован на достижение высших результатов в труде, максимально возможных заработков (доходов), а для предпринимателей максимальной прибыли.
2. Трудовая этика первых послереволюционных лет.
Первые послереволюционные годы отличаются крайней противоречивостью как в доктринальных установках большевиков по поводу труда, так и в области отношения к труду со стороны промышленных рабочих. С одной стороны, налицо своеобразный «культ труда», которым изобиловала большевистская пропаганда первых послереволюционных лет. Провозгласив в России строительство «Республики Труда», большевики декларировали стремление к таким социальным отношениям, «чтоб труд владыкой мира стал и всех в одну семью спаял» Освобожденному Труду ставились памятники, а «подневольный труд» до революции подвергался всяческим проклятиям. Труд, и прежде всего физический, объявлялся источником всех благ в новом обществе, а принадлежность к работникам физического труда должна была формально выводить человека на высшую ступень общественной иерархииэ Обратной стороной медали стали преследования «нетрудовых и эксплуататорских элементов», направленные сначала против так называемых «бывших», а затем дискриминация в отношении «лишенцев» [11].
Содержание работы
Введение.......................3
1. Общие положения...................4
2. Трудовая этика первых послереволюционных лет....5
3. Трудовая этика первых пятилеток.........10
4. Вознаграждение и принуждение в системе трудовых отношений....................14
5. «Коммунистический труд» и потребительская революция.............................................17
Заключение......................23
Библиография.....................25
Использованная литература
- Аитов Н.А. Советский рабочий. М.: Политиздат, 1981.
- Гастев А.К. Как надо работать. М.: Экономика, 1972.
- Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. М.: Наука, 1972.
- Давыдов Ю.Н. Труд и свобода. М.: Высшая школа, 1962.
- История советской психологии труда. Тексты (20-30-е годы XX века). М.: МГУ, 1983.
- Косолапое P.M. Развитой социализм. М.: Мысль, 1979.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
- Наумова Н. Новое отношение к труду // Коммунист. 1965, № 7.
- Подъем культурно-технического уровня советского рабочего класса. М.: Соцэгиз, 1961.
- Святловский В.В. Фабричный рабочий. Варшава, 1989.
- Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник. М.: Экономика, 1990.
- Сознание и трудовая деятельность. Киев-Одесса: Высшая школа, 1985.
- Соколова Г.Н, Культура труда и социальное развитие рабочего класса: опыт социологического исследования. Минск: Наука и техника, 1984.
- Тимофеев П. Чем живет заводской рабочий. СПб.: Русское богатство, 1996.
- Железко С. И., Щербина В. В. Лицом к производству // Социологические исследования. 1985, № 2.
- Меньшиков Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления. М.: Экономика, 1974.
- Неймер Ю.Л. Сплоченность как характеристика первичного произвола стенного коллектива // Социологические исследования. 1975, № 2.