Дионисийское и аполлоническое в искусстве периода классики и эллинизма
Курсовая по предмету:
"История"
Название работы:
"Дионисийское и аполлоническое в искусстве периода классики и эллинизма"
Автор работы: Юлия
Страниц: 40 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Современный дискурс культуры периода классики и эллинизма состоит в позитивном осознавании антиномичной природы культуры.
Эта антиномичность образована соотношением природных и неприродных, социальных и личностных, новейших элементов, из которых состоит сознательная деятельность человека. До сих пор, исходя из основополагающих принципов классического идеализма, идея культуры периода классики и эллинизма мыслилась в виде субстанции, как некоего замкнутого совершенства, идеала. Субстанциональный подход отражал стремление осмыслить путь человечества в некоем пространстве всеединства, которому приписывались атрибуты мышления, ограниченного законами математики и механики.
Культура периода классики и эллинизма представала в образе совершенного механизма, где каждый элемент находился в положительной связи со всеми остальными элементами и с системой в целом.
Первый признак четко вписывается в систему "аполлоновского" начала, продолжая возрожденческую традицию "светлых" течений "Аполлоновские" направления создаются большей частью на основе обобщения и творческой переработки художественного наследия, т. е. обращены в прошлое.
"Дионисийские" же направления в большей мере сконцентрированы на самостоятельном поиске нового, нетрадиционно¬го и обращены в будущее.
Второй признак — переосмысление, природа которого тесно связа¬на с вышеописанной тенденцией "светлых" направлений и во многом проистекает из нее: заимствования из культурных эпох прошлого не могли в неизменном виде вписаться в систему ценностей другой эпохи.
Отвергнуть элемент нельзя в силу "авторитета" его как части канона. Выход — в приеме переосмысления, в результате чего сохраненная в неизменном виде внешняя оболочка элемента — форма — незаметно наполнялась новым — скорректированным — значением. В "дионисийских" направлениях прием переосмысления практически неизвестен
Сущность третьего и четвертого признаков — в логически обду¬манной, изначально спланированной организации материала, аналитичной детерминированности, неслучайности каждого элемента.
Все вышеизложенное подводит к мысли, что искусство данного периода есть господствующее направление художественного творчества наших дней с выраженным преобладанием "аполлоновского" начала, поэтому он расходится с модернизмом. Классика и эллинизм — это очередное звено в цепи закономерно сменяющихся направлений культуры.
Станет ли эта культура воплощением равновесия, гармонического сочетания "темного" и "светлого" начал (согласно Ф. Ницше, это было бы идеальным)? Или им станет еще несуществующее "дионисийское" направление, которое сменит господствующий сейчас постмодернизм?
Содержание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЕДИНСТВО ЦЕННОСТНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 7
ГЛАВА 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 15
§2.1. ПОТРЕБНОСТЬ В СОРЕВНОВАНИИ, В БОРЬБЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ 15
§ 2.2. ОСОБЕННОСТИ МИРА ПОСТОЯННОГО ОБЩЕНИЯ 17
§2.3. КЛАССИКА И ЭЛЛИНИЗМ КАК СИНОВИМ АБСОЛЮТНОГО СОВЕРШЕНИСТВА 20
§ 2.3.1. ПРОТИВОСТОЯНИЕ ИСКУССТВ В ЭРУ СКУЛЬПТУРЫ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЯ 38
Использованная литература
- БИБЛИОГРАФИЯ
- Аверинцев С. // Вопр. литературы. 1971. № 8.
- Античная культура. , театр, искусство, философия, наука / Под. ред. Ярхо. М.: Высшая школа, 2002.
- Античность как тип культуры. М., 1988
- Античность как тип культуры. М., 1988
- Античность как тип культуры. М., 1988
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990
- Братусь Б.С. Смысловая вертикаль сознания лич¬ности // Вопросы философии. 1999. №11.
- Винкелъман И.И. История искусства древно¬сти. Ревель, 1890
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972
- Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М.; Л., 1941
- Гайденко П П. Рецензия: Д. Никулин. Мета¬физика и этика // Вопросы философии. 1999. № 10.
- Гайденко П.П. История греческой философии и ее связи с наукой. М., 2000.
- Геворкян А.Р. Проблема Диониса и Аполлона у Ф. Ницше и В. Шмакока // Вопросы философии. 1999. № 6.
- Гуревич П С. Философская антропология. М., 1997.
- Дмитриева А.И. Малая история искусств. - М., 1985.
- Иванов ЕМ. Материя и субъективность. Саратов, 1998.
- Ильин И П. Восточный эстетический интуитивизм и западный иррационализм: «поэтическое мышле¬ние» как доминантная модель «постмодернистско¬го сознания» // Восток - Запад: Литературные взаимосвязи в зарубежных исследованиях. Сбор¬ник обзоров. М., 1989.
- Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 2004.
- Колпинский. Искусство Древней Греции. М., 1961.
- Кун Н., Легенды и мифы Древней Греции, 3-е издание, М., 1999
- Кутырев В.А. Оправдание бытия (явление нигито-логии и его критика) // Вопросы философии. 2000. №5.
- Лосев А. Ф. История античной эстетики (ран¬няя классика). М., 1963
- Мамардашвили М К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб., 1997.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12.
- Ницше Ф. Сочинение в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990
- Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. Средние века. Новое время. М, 1984
- Поликарпов B.C. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского, гос. ун-та, 2002.
- Полищук В.И. Москва и философия в кон¬це 70-х // Философские науки. 1997. № 2.
- Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
- Семенцова Э.Л. // Античность. Средние века. Новое время. Проблемы искусства. М., 1977
- Сколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.
- Трухина Н. Н. История древней Греции. М.: Русское слово, Владос, 1996.
- Философия: Учебник для вузов. Ростов н/Д, 1996