Древнеегипетская письменность.
Реферат по предмету:
"История"
Название работы:
"Древнеегипетская письменность."
Автор работы: Ольга
Страниц: 19 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В истории древнего Египта существует множество интереснейших фактов и загадок, археологические изыскания ежегодно приносят огромное количество материала, рассмотрение и анализ которого приводит в замешательство, а порой овергает в шок. Единственным условием, при котором это происходит, является правильное понимание того, что вообще происходит и что означает все увиденное и описанное.
Прежде чем углубляться в анализ происхождения древнеегипетской письменности и ее возникновения следует задаться одним интересным вопросом.
А имеет ли она тот самый генезис, о котором так много и часто упоминают разные авторы, относя рождение письменности к тому или иному периоду и споря о породненности знаков в этой письменности с некоторыми первобытными зачатками искусства.
Общепризнан тот факт, что древнеегипетская письменность появляется внезапно и неоткуда, первейшие тексты уже носят сложившийся языковой характер с четко очерченными правилами письма и полностью устоявшимися знаками. По логике и аналогии с другими языками и письменностью данный вид требует не менее нескольких столетий шлифовки и уточнений знакового регистра. Можно также обратить внимание на тот факт, что по той же аналогии, при подобном процессе неизбежны промежуточные материальные свидетельства подобного процесса, таблички с текстами, папирусы, камни и т.п. Ничего подобного нет в развитии этого языка.
Несомненно, гигантская пропасть во времени вполне могла уничтожить столь хрупкие свидетельства, однако скорее их просто не существовало, так как иные изменения в той же письменности, несмотря на их древность, все же имеются. Это так называемое простое письмо или как считают некоторые исследователи народная разновидность классического египетского письма. Эта разновидность в отличии от классической имеет тот самый период становления и развития, и что весьма интересно разительно отличается от своей более древней разновидности в сторону упрощения и меньших усилий при написании. Можно предположить, что это признак прогресса и развития, однако лично я с этим не согласен и думаю, что это признак заимствования с элементами упрощения, что свидетельствует как раз о регрессе.
Взяв за основу классические письмена, написание которых требовало не только их знания, но и немалого таланта художника египтяне практически придумали заново письменность подходящую им больше при каждодневном использовании. В пользу этого заимствования говорит, и то, что класические письмена всегда продолжали считаться священными, божественными, письменами, дарованными богом мудрости
Во все времена даже после устоявшегося простого письма религиозная традиция требовала использовать в загробных текстах и текстах касающихся чего-то, что причастно к вечности, именно классического письма. Это не просто дань, это косвенное отождествление этого письма с тем, что превыше мирского, что ниспослано, что божественно. Именно в этом свете рассмотрение подобного явления находит наиболее логичное объяснение и становится понятно. Имеется множество письменных свидетельств того, что бог Тот даровал письменность людям, в конце работы я приведу все ссылки на литературу и авторов без отдельного цитирования многих фрагментов, все они одинаково и каждый по-своему достойны не только внимания, но и детального прочтения. В древнеегипетской истории и мифологии достаточно ссылок на времена (имеется в виду глубокая древность даже по отношению к древнему царству) в которые боги и некие звездоподобные, богоподобные, небесные, существа жили вместе с людьми (аборигенами). Именно к этому периоду своей истории египтяне относили практически все "дары" положенные в основу того, что теперь называется науками. Мифическая книга планов храма, (руководство по архитектуре) вообще спустилась, не много не мало, с неба, даже с точным указанием места падения (приземления).
1. Развитие древнеегипетской письменности
Древнеегипетская письменность - система письма, существовавшая у обитателей долины Нила с конца 4 тыс. до н. э.; египетское название «медет нечер» («божественная речь») отсюда греческое «иероглифы» «священные знаки». Дешифрована Ж.-Ф. Шампольоном в 1822.
Египетский язык образует особую группу афразийской (семито-хамитской) языковой семьи; его носители осели в долине Нила ок. 5 тыс. до н. э. Древнейшие египетские письменные памятники надписи на таблицах и булавах царей до объединения Египта (кон. 4 тыс. до н. э.; в т. ч. знаменитая палетка Нармера) представляют собой символические изображения, которые не имеют четкого звукового значения и понимаются по принципу ребуса (т. н. пиктограммы; изображение сокола, сидящего на шести стеблях лотоса и держащего на веревке голову человека, возможно, означало, что «царь захватил 6 тыс. пленных»), сочетаются с написанием царских имен известными по более поздним текстам звуковыми знаками .
Рис. 1. Древнеегипетский алфавит
(Таблица иероглифов с буквенными значениями звуковых показателей)
В истории древнеегипетского языка принято выделять несколько периодов.
1. Древнейший, называемый староегипетским языком, датируется 3222 вв. до н.э.; он представлен в записанных в соответствии с их фонетическим звучанием гимнах и заклинаниях, найденных в пирамидах; в течение веков эти тексты передавались изустно.
2. Следующий период истории древнеегипетского языка среднеегипетский язык, который оставался литературным языком Египта с 22 по 14 в. до н.э.; для некоторых целей он продолжал употребляться и во времена римского правления.
3. После примерно 1350 до н.э. среднеегипетский уступает место позднеегипетскому (или новоегипетскому) языку, как в литературных текстах, так и в официальных документах. Позднеегипетский оставался в употреблении до тех пор, пока его приблизительно в 7 в. до н.э. не сменил демотический египетской язык демотических текстов.
4. Примерно во 2 в. н.э. для записи древнеегипетских текстов стал применяться греческий алфавит, и начиная с этого времени древнеегипетский язык стал называться коптским. Последняя известная запись иератическим письмом датируется 3 в. н.э.; демотическим 5 в. н.э.; с этого момента древнеегипетский язык принято считать мертвым.
Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется в эпоху Раннего царства (ок. 32-28 вв. до н. э.) . Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы).
Фонограммы передавали один или несколько (максимум четыре) согласных звуков; гласные, как и во многих других афразийских языках, не выписывались, и их чтение в настоящее время установлено лишь условно. Фонограммы представляли собой изображения предметов, звучание названий которых отрывалось от их смысла и использовалось для передачи звуков уже совершенно других слов (например, изображение дома древнеегипетское «пер» в качестве двусогласного звукового знака ходило в написание глагола «выходить» «пери»).
Большинство идеограмм было так называемыми детерминативами (определителями), ставившимися после звукового написания слова и указывавшими для большей ясности, к какой категории предметов или явлений оно относится (изображение человека указывало на обозначение профессии, должности или социальной категории, ног на глагол движения и т. д.). Однако некоторые идеограммы могли передавать значение целого слова и без его звукового написания (т. н. чисто идеографические написания): в таких случаях рядом с ними ставилась вертикальная черта (изображение солнечного диска с чертой под ним означало «солнце» и т. д.). Таким образом, древнеегипетская письменность была развитым и для своего времени гибким и удобным словесно-слоговым письмом; овладение им было сравнительно легко из-за отсутствия гласных и привязки каждого знака к конкретному изображению. По существу, лишь традиционализм ее создателей не дал ей развиться до стадии алфавита .
Содержание работы
Введение..3
1. Развитие древнеегипетской письменности .5
2. Древнеегипетский язык и литература 8
3. Этапы литературного развития ..11
Заключение16
Список литературы...18
Использованная литература
- Афанасьев В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. (Малая история искусств) М., 1976.
- Борзова Е. История мировой культуры. М., 2002.
- Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1970.
- История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, античность. М., 1981.
- История мировой культуры [Электронный ресурс]: метод. пособие / Сост. Е.Л. Плавская. Электрон. дан. (1 файл). Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005.
- Клима И. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Прага, 1961.
- Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000.
- Крамер Самюэль Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
- Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
- Любимов Л. Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 1980.
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.
- Матье М.Э., Афанасьева В.К., Дьяконов И.М., Луконин В.Г. Искусство Древнего Востока Памятники мирового искусства. М., 1968.
- Пигалев А.И. Культурология: Учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.
- Померанцева Н. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1979.
- Учебное пособие по культурологии. М.: Издательство Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова, 1994.
- Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.
- Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство. М., 1972.
- Информация с сайта http://100top.ru/encyclopedia/
- Информация с сайта http://egypt.km.ru/
- Информация с сайта http://www.mythology.land.ru/