"Давид" Донателло,Микельанджело и Бернини.Сравнительная характеристика.
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
""Давид" Донателло,Микельанджело и Бернини.Сравнительная характеристика."
Автор работы: Юлия
Страниц: 25 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Образ Давида нашёл отражение в мировом искусстве. Давида с пращёй изобразил итальянский скульптор Микеланджело. Рембрандт написал картину "Прощание Давида с Ионафаном". Якоб ван Ост Старший написал картину "Давид с головой Голиафа". Также Рембрандт написал картину Давид и Урия.
Итальянский скульптор Бернини изобразил Давида поражающего Голиафа. А в двадцатом веке русская поэтесса и художница Е.Ю. Кузьмина-Караваева выполнила цикл акварелей, посвещённый Давиду.
Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием, как Лоренцо Бернини. Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он в равной степени проявил себя и в скульптуре, и в архитектуре.
Бернини был не менее знаменитым скульптором. Он обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида, например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело.
Давид Бернини - это воинствующий плебей, бунтарь, в нем нет ясности и простоты образов кватроченто, классической гармонии Высокого Ренессанса. Его тонкие губы упрямо сжаты, маленькие глаза зло сузились, фигура предельно динамична, тело почти повернуто вокруг своей оси.
Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима, и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.
Бернини был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви.
Поэтому в его алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики всегда четко выражена определенная религиозная идея.
Бернини явилс создателем барочного портрета, в котором все черты барокко выявлены в полной мере: это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нем реального облика модели.
Уже ранние скульптуры Бернини свидетельствуют об исключительном даровании; стремясь сделать любимый свой материал, мрамор, податливым, «как воск», он добивается беспрецедентной динамики форм, сложных живописных эффектов.
Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал Давид (1623 г.). Согласно Библии, юноша пастух Давид победил в поединке великана Голиафа, сильнейшего воина армии филистимлян - народа, воевавшего с иудеями.
В эпоху Возрождения Микеланджело и Донателло создали скульптурные образы этого библейского героя, которые считались идеальными. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал.
Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.
Пластическая трактовка «Давида» Бернини решительно отличается от его ренессансных предшественников.
Скульптор запечатлел сам момент схватки и предельного напряжения сил, моральных и физических. Тело героя закручено в тугую спираль, что дает невиданный ранее заряд пластической энергии. Фигура резко смещена со своей вертикальной оси - стремительным наклоном корпуса вправо, широким взмахом шага с упором на правую ногу.
Лицо сведено гримасой ярости. Особо резко подчеркнут рот, сжатый до такой степени, что губы фактически не видны - видимо, боец закусил их до крови.
Биограф Бернини Ф. Бальдинуччи утверждал, что лицо Давида имеет черты портретного сходства с самим Бернини.
Таким образом, мудрое равновесие образа, уверенность в своих силах - то, что подчеркивалось скульпторами Возрождения, - для Бернини, мастера XVII в., было уже недостаточным. Ему нужны бурные эмоции, жизненный трепет, то есть чисто человеческие страсти, которые он великолепно воплощает в мраморных формах Давида.
В произведениях Лоренцо Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения. Скульптор показы вал не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур усложнились, В XVI столетии Микеланджело стремился сохранить природную фактуру мрамора, порой оставлял большие участки необработанными. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов.
Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела.
Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. Вслед за ними Бернини создает своего Давида. И вот Давид-триумфатор прекрасный и величественный превратился в эпоху барокко в жестокого воина. Но на Давида стоит обратить особое внимание не только поэтому. Библейскому герою скульптор дал свое лицо. Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее. Здесь находится еще - бюст-аллегория "Проклятая душа".
В отличие от скульптур Микеланджело и Донателло Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.
По сравнению с эпохой Возрождения в произведениях Бернини появилось много новых черт:
a. Бернини шлифовал камень, передавал тончайшие ньюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела
b. Он показывает не состояние героев, а действие, из которого выхвачено краткое мгновение.
c. Силуэты фигур усложнились.
Лучшие из ранних работ мастера можно видеть в Галерее Боргезе, расположенной на одноименной вилле. Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе.
Своим возникновением музей обязан самому известному ее представителю, кардиналу Сципионе Боргезе, страстному коллекционеру. Давид был любимым героем скульпторов
Вклад Бернини в искусство скульптуры не менее значителен. Доводя выразительность до предела, он сочетает разные материалы, и из этого живописного великолепия возникает, например, напоминающая видение композиция «Экстаз св. Терезы», где парящие на облаке фигуры святой и ангела сияют нестерпимой белизной среди колонн цветного мрамора, на фоне бронзового фронтона, серого туфа и позолоченных лучей, испускающих мистический свет, отражая лучи солнца из невидимого зрителю окна.
В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца».
Мастер прожил долгую жизнь. Он умер 12 ноября 1680 года в Риме. Обладая могучим природным талантом, будучи сильной личностью, занимая высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и превратился в «художественного диктатора» Италии XVII века.
А потомки с уважением и благодарностью вспоминают Джованни Лоренцо Бернини за творческое вдохновение художника, подарившего миру бессмертные произведения.
Содержание работы
Оглавление
Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Основоположник ренессансной скульптуры 6
§ 1.1. Формулировка основных жанров скульптуры 6
§ 1.2. Победитель Голиафа 9
Глава 2. Давид Бернини - воинствующий плебей 13
§ 2.1. Образ Давида 13
§ 2.2. Период расцвета искусства Высокого Ренессанса 18
Заключение 23
Список литературы 25
Аннотация
Курсовая работа (Ф, И. О. автора) на тему «Давид» Донателло, Микеланджело и Бернини. Сравнительная характеристика» посвящена искусству флорентийских мастеров.
Человек и раньше был главной темой изображения, но ему не хватало внутренней значительности, часто его фигура использовалась лишь для того, чтобы продемонстрировать зрителю прихотливую игру складок одеяний.
У Донателло, Бернини и Микеланджело человеческая фигура обретает самоценность. Она доминирует, ей подчиняется все остальное - и пейзаж, и архитектурные кулисы, и неодушевленные вещи.
В основной части рассматривается Избранник Господа, всенародный любимец, баловень судьбы. Юный златокудрый пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула, венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с филистимским великаном Голиафом и победил его.
Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры, а также каменную резьбу и витражи соборов. Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа.
Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя как спасительные деяния Иисуса.
Список использованной литературы насчитывает 22 наиме¬нования.
Введение
В истории мирового искусства нередки случаи, когда к одному и тому же сюжету обращаются разные мастера, соответственно, трактуя его по-своему. Так получилось и со следующим героем. Особенно популярен в эпоху Возрождения был образ Давида, который олицетворял победу над более сильным соперником.
Давид - древнееврейский царь. По преданию он жл в начале 10 века до нашей эры. История его царствования подробно изложена в Библии. С того момента, как в конце одиннадцатого века до нашей эры его помазали на царство, вся жизнь его была полна кипучей деятельностью. Он сражался, любил, побеждал, ненавидел, восставал, страдал.
Пророк Самуил тайно назначил его приемником царя Саула. Давид сплотил нацию, создал регулярную армию, усилил охрану границ, создал новую систему правления. Он искоренил идолопоклонство. Давид был не только воином и правителем, а ещё и прекрасным певцом и поэтом - сочинял псалмы.
Как поэт он достиг бессмертия. Давид был сострадательным человеком. Он искупил свои недостойные поступки раскаянием и - в конечном счёте - приятием нравственной нормы. Давид создал единое в релегиозно-культурном отношении государство, которому было суждено большое будущие. Давид сыграл значительную роль в объединении еврейского народа и преобразовании Израиля.
Его потомки тоже сыграли значительную роль в истории Израиля. Еврейский народ с почтением относится к Давиду и очень благодарен ему за всё то, что он сделал для государства Израиль. Давид - самый сложный и интересный герой библии, второй после Моисея - выдающегося руководителя еврейского народа.
Узкоплечий мальчик с чуткими пальцами сосредоточено играет перед рыдающим, обессилившим от душевной муки царем, и звуки арфы переносят обоих в некое иное измерение, где нет борьбы за власть, болезненной подозрительности, жестокости.
Завтра гонения начнутся снова, и Давиду придется бежать в горы, спасая свою жизнь. Но пока звучит арфа, прилежному музыканту ничто не грозит. Вдохновенный артист и растроганный слушатель так поглощены музыкой, что все иное для них просто не существует.
Давида, как правило, изображали юным - или непосредственно перед сражением с великаном Голиафом, или после него.
К воплощению образа этого героя до Бернини обращались величайшие ваятели двух предыдущих столетий - Донателло (13861466), его ученик Верроккьо (14361488) и Микеланджело (1475 1564).
Глава 1. Основоположник ренессансной скульптуры
§ 1.1. Формулировка основных жанров скульптуры
Подлинным основоположником ренессансной скульптуры стал Донато ди Никколо ди Бетто ди Барди, по прозвищу Донателло. Это была сильная, решительная натура, характер чисто мужского склада, не боявшийся ломать традицию, если в его глазах она себя изжила.
По существу, именно в его искусстве нашли свою первую и основополагающую формулировку основные жанры скульптуры: монументальная свободно стоящая статуя, статуарная пластика, связанная с архитектурным сооружением, сложная алтарная композиция, конный монумент, рельефная пластика в ее разных видах.
Алтари, кафедры, бронзовые двери, гробницы - нет, пожалуй, ни одной области скульптуры, в которую он не внес бы важного вклада. Привлекателен и образ самого художника, скромного бессребреника, человека титанической трудоспособности, несмотря на всю свою огромную славу, ведшего жизнь простого ремесленника.
Скульптором, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики - круглой скульптуры, монумента, конного монумента, - был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, известный в истории искусства как До¬нателло.
Творческий путь Донателло был очень не прост. В его искусстве наблюдаются и готические реминисцен¬ции, как, например, в фигуре мраморного Давида. В фигуре апостола Марка для флорентийской церкви Орсан-Микеле Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена Поликлетом, но преданным забвению в средневековье.
Реалистическое начало искусства Донателло полностью вырази¬лось в образах пророков для колокольни Джотто, которые он исполнил с конкретных лиц, что сделало эти образы, по сути, портретами современников. Занимался Донателло и специально портретом. Одним из первых портретных бюстов, типич¬ных для Возрождения, справедливо считают портрет Никколо Удзано, политического деятеля Флоренции тех лет, исполненный Донателло в терракоте.
Поездка Донателло в 1432 г. с Брунеллески в Рим, изучение там античных памятников вдохновило Донателло на целый ряд произведений, языческих по духу, близких по форме античной пластике, как, например, мраморные ангелы на певческой трибуне Флорентийского собора. Сложное сочетание античных влияний в трактовке форм, складок одежды и высоко торжественного, глубоко религиозного настроения являет собой рельф «Благове¬щение» из церкви Санта Кроче во Флоренции.
На протяжении 1440-х гг. Донателло был занят работой над одним из главных своих произведений - сложной скульптурной композицией алтаря для церкви Сант Антонио в Падуе.
Среди классических образов Донателло едва ли наибольшей известностью пользуется его «Давид» в Барджелло. Статуя стояла сначала во дворце Меди¬чи, а после их изгнания перенесена была в Палаццо Синьории. В качестве по¬кровителя Флоренции «Давид» Донателло заслужил всеобщее признание. Одни считали его слепком с натуры, другие памятником императорского Ри¬ма. Между тем в пластическом отношении статуя далека от совершенства. Гладкая трактовка тела, его полированная поверхность резко противостоят его голове и голове Голиафа у его ног. Статуя как бы смонтирована из разно¬родных кусков, отсюда у нее разорванный силуэт. Изнеженному юноше не хватает собранности, внутренней силы. Он держится непринужденно, как щеголи в картинах итальянских мастеров XV века.
Берлинский «Давид Мартелли» гораздо меньше по размерам - это всего лишь «боцетто» к более крупной работе. Но его превосходство над «Давидом» в Борджелло не подлежит сомнению.
Вот драгоценное свидетельство того, какими огромными творческими возможностями обладал великий мастер. В фигуре чувствуется, что она отлита из одного куска, и благодаря этому она при всей своей стройности выигрывает в силе.
Использованная литература
- Андросов С.О. Донателло, М. 1986 г
- Аркин Д. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М., 1990.
- Аркин Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры, М., 1961
- Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
- Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: МАИК Наука, Прогресс - Традиция. 1998.
- Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. - М.: Искусство. 1977.
- Виппер Б.Р.. Введение в историческое изучение искусства
- Гуковский М.А. Итальянское возрождение. Т. II. - Ленинград: Издательство государственного Эрмитажа. 1961.
- Дворжак М.. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1. М.: Искусство, 1978.
- Заничев Ф. Бернини-скульптор // Искусство. 1998. № 33.
- Ильина Т. История искусств: Западноевропейское искусство. - М. 1983.
- История искусств: Учеб. пособие. - Мн., 1997.
- История искусства / Эрнст Гомбрих.ООО «Издательство АСТ». Москва, 1998.
- История искусства всех времен и народов / К. Верман. ООО Издательство, Москва, 1998.
- Либман М. Донателло М. 1960 г.
- Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957.
- Лоренцо Бернини // Воспоминания современников. - М., 1965.
- Мартынов В.Ф. Философия красоты. - Мн.: Тетра Системс. 1999.
- Мастера живописи Бернини. Издательство «Белый город». Москва, 2000.
- Ничкало С. Искусствознание: Краткий толковый словарь. - К., 1999.
- Ривкин Б.И. Античное искусство /Малая история искусств. - М.: Искусство, 1972.
- С веком наравне // Книга о зарубежной скульптуре.
- - М., 1986. Т. 5.