Рецензия на спектакль "Служанки"
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Рецензия на спектакль "Служанки""
Автор работы: Балашова Анастасия
Страниц: 22 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Целью настоящей работы является театроведческий анализ особенно-стей премьеры третьей редакции легендарного спектакля Романа Виктюка «Служанки».
Актуальность работы основана на том, что легендой этот спектакль стал чуть ли не сразу после первого показа - в нем все тому спо-собствовало: полуобнаженные мужчины, играющие женщин, с раскрашен-ными лицами, одетые в женские юбки, необыкновенно пластичные, танцующие под французские песни. Советская публика была потрясена и шокирована - не столь тем, что впервые в Советском Союзе ставилась пьеса Жана Жене «Служанки», сколько самим фактом существования такого откровенно чувственного театра, театра, в котором мужчины в женских ролях выглядели не комично, а убедительно.
Спектакль «Служанки» играли почти 12 лет; в 1992 году постановка была возобновлена в новой редакции, с новыми танцевальными номерами. Тем не менее, спектакль Романа Виктюка так и остался в истории в первую очередь как нечто эпатирующее. Вскоре после «Служанок» Роман Виктюк поставил пьесу Д. Хуана «М. Баттерфляй», и тема этого спектакля оказалась еще более скандальной для распадающегося, но все еще существующего Советского Союза. Яркие краски, громкая, эмоциональное музыкальное сопровождение спектакля, пластика - словом, все изобразительные средства оказались чересчур новы и резки для русского театра, привыкшего к традиционному психологизму. Так новы, словно не было ни Мейерхольда, ни Таирова. Проще всего оказалось приклеить к спектаклям Виктюка слово «эротизм» и отказать в подробном анализе. Проще всего было повздыхать о тех временах, когда Виктюк ставил Петрушевскую, Вампилова, Володина, Рощина.
Но менялась страна - изменился и сам режиссер. Создавая спектакли по пьесам неугодных авторов, он давал зрителю то, что было запрещено властями. В перестроечный период Виктюк невероятным чутье уловил дефицит того времени - Красоту и Любовь. С того времени эти два понятия стали главными почти для каждого его спектакля. И возобновление «Служанок» в 2006 году, каким бы оно ни было коммерчески успешным, для режиссера - и для зрителя - тоже знаково: никогда еще красота не была так востребована, как в наши дни. Ни отсюда ли повсеместный культ гламура: что это, как ни попытка скрасить обыденность жизни?
Задачи работы:
- изучить историю пьесы и постановок,
- рассмотреть особенности истории постановки Виктюка Р.,
- исследовать принципы постановки «Служанок» и соблюдение этих принципов Р.Виктюком,
- рассмотреть значение актерской составляющей спектакля,
- определить новаторские элементы режиссуры спектакля.
Содержание работы
Введение 3
1. «Служанки» - история пьесы и ее постановок 5
2. «Служанки» - спектакль Романа Виктюка 9
3. «Служанки» как спектакль-ритуал 12
4. Значение актерской игры в спектакле «Служанки» 15
5. Новаторство режиссуры в спектакле «Служанки» 17
Заключение 21
Список источников и литературы 22
Использованная литература
- Виктюк Р. Роман с самим собой. - М.: Подкова, 2000.
- Гальцова Е. Из истории театра Жене/ Ж. Жене. Строгий надзор. - М., ГИТИС, 2000.
- Долинина Л. Театр как достижение абсолютной свободы/Театр Жана Жене: - Спб., Гиперион Гуманитарная Академия, 2001.
- Жене Ж. Служанки. Пер. Е. Наумовой/Ж. Жене. Строгий надзор. - М., ГИТИС, 2000.
- Сартр Ж.-П. Служанки /Театр Жана Жене: - Спб., Гиперион Гумани-тарная Академия, 2001.
- Токарева М. Константин Райкин: роман с ТЕАТРОМ. - М., Издатель-ство «АСТ», 2001.
- Как всегда об авангарде. - М., ГИТИС, 1992.
- Театр Жана Жене. - Спб., Гиперион Гуманитарная Академия, 2001.
- Ефремова А. Роман с вариациями. Театральная жизнь, 1992, № 1.
- Казьмина Н. Страсти по Виктюку. Театр, 1989, № 8.
- Николаевич С. Федра - значит светлая. Театральная жизнь, 1988, № 19.
- Туровская М. Нужен ли нищим КЭМП? - Московский наблюдатель, 1992, № 1.
- Фредерик Б. Как бутон превращается в цветок. Театральная жизнь, 1989, № 16.
- Карусель. Интервью с исполнителями ролей в спектакле «Служан-ки» Владимиром Зайцевым и Николаем Добрыниным. Огонек, 1992.
- Категорически Виктюк! Интервью с Романом Виктюком. Театраль-ная жизнь, 1992, № 15/16.
- Размышления перед премьерой. Интервью Романа Виктюка. Теат-ральная жизнь, 1990, № 20.
- Поговорим о странностях любви… на нашей сцене: Театр, 1991, № 12.
- Интернет-сайт http://i-love.ru
- Программа «Театральная летопись», телеканал «Культура».