Культурное наследие и музей: сохранение и интерпретация
Курсовая по предмету:
"Искусство и культура"
Название работы:
"Культурное наследие и музей: сохранение и интерпретация"
Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Культурно-историческое наследие является составной частью понятия «жизненная среда», под которой понимаются включенные в жизнедеятельность некоторого субъекта явления внешнего мира. Понятие «жизненная среда» не сводится к простому перечню средовых объектов, а характеризуется, прежде всего, включением средового объекта через жизненную ситуацию в ценностно-окрашенный мир человека. Сохранение наследия возможно лишь в том случае, когда оно становится элементом жизненной среды. Памятники культурного наследия, не включенные в жизнь человека, оставаясь за пределами жизненной среды, теряют свое семантическое значение, постепенно превращаясь в простой материальный артефакт.
В настоящее время существует как проблема сохранения культурного наследия, так и проблема его востребованности. Свидетельством тому является продолжающееся разрушение памятников истории и культуры, принявшее в последние годы катастрофический характер, нарушение природных систем и усиление хозяйственной эксплуатации многих историко-культурных территорий, оскудение духовной культуры общества. Все это ведет к личностной деградации, разрушению целых пластов национальной культуры, исчезновению традиционных форм хозяйственной деятельности, утрате уникальных и распространенных народных ремесел и промыслов, разрыву культурного взаимодействия между поколениями, а также между различными российскими территориями.
Изменение подходов к историко-культурному наследию в России в последнее десятилетие обусловило переход от понятия «памятник истории» к понятию «объект наследия». Сегодняшнее понимание культурного наследия включает не только памятники культуры и истории, но и окружающую их природную и территориальную среду, уникальные историко-ландшафтные территории, инженерные сооружения, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, включая, таким образом, как материальные (физические), так и нематериальные (духовные) компоненты.
Данные аспекты рассматриваются в работах исследователей: Э.А. Баллера, Ю.А. Веденина, А.Н. Дьячкова, И.К. Кучмаевой, А.В. Лисицкого, Д.С. Лихачева, А.Я. Флиера и др. Современные концепции, изложенные в трудах Е.И.Арканова, Ю.А. Веденина, Ю.Т. Вешнинского, М.Е. Кулешовой, А.А. Назарова, П.А. Шульгина, включают культурно-историческое наследие в понятие «жизненная среда».
При освещении проблемы сохранения культурного наследия и его востребованности в современном мире через механизмы освоения культурного наследия (музей, культурный туризм, телевидение, антикварный салон) автор опиралась на труды Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой, А.В. Назарова и др.
Среди представителей отечественной научной мысли автором выделяются разработки специалистов Российского НИИ культурного и природного наследия Ю.А. Веденина, Ю.Л. Мазурова, П.М. Шульгина. Их несомненной заслугой является разработка географической (пространственной) концепции культурного наследия, подходов на основе единства культурного и природного наследия, применение инструментов экологического мониторинга к культурному наследию, концепции уникальной территории и внедрение полученных знаний в образовательный процесс.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. Понятие музей и его социокультурные функции 5
1.1. Понятие «музей» 5
1.2. Социальные функции музея 6
2. Культурное наследие как объект изучения музееведения 8
2.1. Понятие «культурное наследие» 8
2.2 Механизмы освоения культурного наследия. Музей как механизм сохранения культурного наследия 10
3. Информационный потенциал музейного предмета (на примере Русского музея ) 20
3.1 История создания музея 20
3.2. Характеристика музейного комплекса Русского музея 23
3.3 Образовательная деятельность Русского музея 31
Заключение.. 34
Список использованной литературы 36
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика. Издательство «Владос», 2001, 224 с.
- Галкина Е., Мацкевич М., Минина С. Ребенок в музее. Издательство «Академический проект», 2006. 176 с.
- Каулен М.Е. Музейное дело России. Издательство «ВК», 2005. 614 с.
- Константинов С.С. Экзамен по музееведению. Издательство «Приор-издат», 2005. 80 с.
- Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле. Издательство «Логос», 2002. 256 с.
- Старикова Ю.А. Музееведение: Конспект лекций. Издательство «ПРИОР», 2006. 125 с.
- Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Издательство «Высшая школа», 2004. 216 с.
- Тельчаров А.Д. Основы музейного дела. Введения в специальность. Издательство «Омега-Л», 2005. 192 с.
- Титов В.А. Социальная педагогика. Конспект лекций. Издательство «ПРИОР», 2003, 161 с.
- Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907 1936 годы. М., 2001. - 124 с.
- Шурепов Э.А. Основы музееведения. Издательство «Едиториал УРСС», 2005. 504 с.
- Юренева Т.Ю. Музееведение. Издательство «Академический проект (Москва)», 2006. 559 с.
- http://www.rusmuseum.ru