Социология Интернет-СМИ
Учебник по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"Социология Интернет-СМИ"
Автор работы: Елена
Страниц: 78 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.1.Социологический подход к изучению социальных
коммуникаций. Виды социологических исследований
Название этого раздела навеяно одной из самых ранних социологических
монографий, посвященных СМИ1. В конце 60-х годов прошлого века социологи
осваивали исследования телевидения, в начале следующего века - Интернета. В
чем же особенности социологического видения тех явлений, что относятся к
журналистике?
«Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и
преобразованиях, о функциях социальных общностей и форм их самоорганизации:
социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных
изменениях, вызываемых активностью социального субъекта, наука о социальных
отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между
многообразными социальными общностями, между личностью и общностями;
наука о закономерностях социальных действий и массового поведения».2 Как
видно уже из этого определения, социологи не занимаются творческими,
организационными, экономическими, технологическими вопросами
проектирования и работы интернет-СМИ. Они рассматривают их как социальный
институт - определенную форму организации совместной деятельности людей, как
способ связи между ними, как фактор, оказывающий воздействие на их жизнь.
Интернет и СМИ как его часть относятся к институтам социальной
коммуникации – средствам общения, обмена информацией. Функционирование
интернет-СМИ как социального института определяется потребностями и
интересами различных социальных субъектов, что предполагает выполнение
соответствующих функций (см. разд. 2). Изучая Интернет и СМИ в его составе,
социологи выявляют, какие изменения вносит этот институт в жизнь людей и как
следует оценивать такие изменения в свете существующих представлений об
объективных социальных потребностях личности, группы, общества в целом, в
зависимости от осознанных и разделяемых обществом социальных целей.
Содержание работы
1. Интернет глазами социолога..................................................................................4
1.1. Социологический подход к изучению социальных коммуникаций. Виды
социологических исследований....................................................................................4
1.2. Социологические и маркетинговые исследования интернет-СМИ.
Пользователи их данных................................................................................................6
1.3. Ключевые проблемы социологии интернет-СМИ...............................................8
Вопросы по теме...........................................................................................................15
2. Социальные функции интернет-СМИ...............................................................16
2.1. О подходе к изучению функций интернет СМИ................................................16
2.2. Коммуникативная функция. Социальный смысл интерактивности.................17
2.3. Информационная функция....................................................................................21
2.4. Социально-ориентирующая функция...................................................................23
2.5. Социально-креативная функция...........................................................................25
2.6. Функция канала социального участия и контроля..............................................27
2.7. Функция развлечения.............................................................................................31
2.8. Оф- и онлайн СМИ: взаимодействие в выполнении функций..........................33
Вопросы по теме...........................................................................................................40
3. Направления эмпирических социологических исследований
интернет-СМИ..............................................................................................................41
3.1. Формула Г. Лассуэлла. Измерение.......................................................................41
3.2. Журналисты.............................................................................................................42
3.3. Содержание.............................................................................................................44
3.4. Канал........................................................................................................................46
3.5. Аудитория...............................................................................................................47
3.6. Социальные эффекты.............................................................................................56
Вопросы по теме............................................................................................................60
4. Методы сбора информации...................................................................................61
4.1. Надежность социологической и маркетинговой информации..........................61
4.2. Особенности эмпирических исследований в Интернете...................................62
4.3. Онлайновые методы опроса..................................................................................65
4.4. Офлайновые опросы аудитории...........................................................................70
4.5. Смешанная техника опросов.................................................................................72
Вопросы по теме..........................................................................................................74
Заключение..................................................................................................................75
Рекомендуемая литература.......................................................................................77
Использованная литература
- * Акопов А.М. Социокультурные и правовые проблемы интернет-журналистики
- //Акценты: Новое в массовой коммуникации. Альманах №1-2, 2003
- * Бачило И.Л. Свободный доступ к информации и Интернет // Информационное
- общество. 2002, №4
- * Бертон М.В. Анализ аудитории и перспективы развития российского Интернета
- //Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2002, №2
- * Бутенко И.А. О создании российской социологической сети в Интернете //
- Социологические исследования. 2000, №6
- * Вартанова Е.Л. Новые неравенства большой Европы // Информационное
- общество. 2003, №5
- * Грушин Б.А. Массовое сознание. М.: Изд-во полит. литературы, 1987. Разд.П и
- Ш.
- * Гуманитарные исследования в Интернет. Под ред. А.Е.Войскунского. М.:
- Можайск-Терра. 2000
- * Делицын Л. Измерения интернет-аудитории // Реклама и жизнь. 2002, №1
- * Залесский П. Чем социологи могут помочь Интернет-индустрии в нашей стране //
- Реклама и жизнь. 2000, №1
- * Засурский Я.Н. Информационное общество в России: парадоксы Интернета //
- Информационное общество. 2003, №5
- * Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура //