Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Геополитика --> Геополитические_параметры_современной_России

Геополитические_параметры_современной_России

государственный инженерно-экономический университет

Курсовая по предмету:
"Геополитика"



Название работы:
"Геополитические_параметры_современной_России"




Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

В настоящее время воздействие процессов глобализации на военно-техническую политику России выражено не столь явно. Гораздо больший урон военно-экономическому потенциалу России нанесли внутренние факторы

Но даже в сложившейся международной обстановке можно найти ряд направлений, развитие которых позитивно скажется на военно-технической политике России. Основным из них является международная кооперация при разработке и освоении производства новых образцов ВВТ. Причем вести диалог в этом направлении представляется целесообразным не только с нашими традиционными партнерами: Китаем, Индией, Украиной, но и с другими странами. Интересные и перспективные варианты взаимовыгодного сотрудничества в этой сфере могут возникнуть в отношениях России с Испанией, Бразилией и Израилем. Положительный эффект может быть усилен в случае, если Россия займет более жесткую позицию в отношении государств, осуществляющих нелицензионное (пиратское) техническое обслуживание, модернизацию и ремонт российской техники. Повысит общий уровень военно-экономического потенциала и государственная политика, направленная на стимулирование иностранных инвесторов, вкладывающих капитал не в сырьевой сектор, а в обрабатывающую промышленность.

Осознание и последовательное отстаивание своих внешнеэкономических интересов будет способствовать дальнейшему наращиванию военно-экономического потенциала государства и возрождению его былого могущества.

2.2. Региональные и этносоциальные аспекты геополитической позиции России

За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. Наряду с компактно проживающими в том или ином регионе национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от положения национального большинства.

По существу после установления советской власти Россия перестала быть колониальной империей в классическом смысле этого понятия. Центр по отношению к окраинам проводил политику, которую нельзя определить однозначно: оказание им посильной помощи, в первую очередь экономической и культурной, с одной стороны, и унификация общественной жизни, игнорирование этнической и культурной специфики, с другой. Нельзя обойти молчанием и факты этнического геноцида и массовых репрессий по отношению к целым народам.

В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения "механического интернационализма" последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех "национального содержания".

За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли "старшего брата" в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. "Мигранты", "оккупанты" и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было.

Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов. Нежелание изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в Эстонии или Молдове, но само его изучение было поставлено в ранг естественно необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального, открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения, профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к культуре всех народов СССР, а также к мировой культуре. Исходя из принципа "разделяй и властвуй", большевики дали формальную самостоятельность в виде национального наименования территории лишь "опорным" нациям. Поэтому из более чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Причем "выдача" государственности осуществлялась странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране, согласно переписи населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит число эстонцев (6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы (2 039 тыс.) не имели никаких национальных образований.

Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей численности претендуют на исключительный контроль государственных институтов и собственности, нередко созданной руками "пришлых" народов и за счет общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде случаев русскоязычное население остается заложником националистических преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением в Чечне.

Таким образом, национальная политика, проводимая в многонациональном СССР и продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная еще Лениным с помощью формального принципа "право наций на самоопределение", разрушила старороссийскую национально - территориальную систему и поставила во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и законными, в том числе национальными интересами, а отдельные нации с их особыми правами и особыми национально - властно - территориальными притязаниями, реализуемыми в ущерб другим народам, нередко веками проживающим на той же территории, в ущерб общепризнанным правам человека.

Силой удержать межнациональные конфликты было уже невозможно, а опыта самостоятельных цивилизованных решений без участия сильного центра у народов не было. Не без помощи националистических экстремистов многим из них, мгновенно позабывшим реальную интернациональную помощь, стало казаться, что их скудная жизнь обусловлена тем, что именно они в ущерб себе "кормят" Центр и другие народы. Постепенный распад СССР спустил курок обвальным межнациональным конфликтам во многих союзных и автономных республиках. После легального распада СССР его территория стала зоной этнического бедствия.

В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями .

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально - но и административно - территориальные образования.

2.3. еополитические интересы России в Северокавказском регионе

Северный Кавказ уникальный в этнокультурном отношении регион в Российской Федерации и наиболее сложный, с точки зрения социально-экономической ситуации, осуществления государственного управления и обеспечения национальной безопасности России.

На сравнительно небольшой территории здесь расселены несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении народов, что делает его густонаселенным, трудоизбыточным и малоземельным регионом. В результате, важным фактором дестабилизации обстановки на Северном Кавказе становятся территориальные споры и претензии . Особую остроту политическим и социальным вопросам наличие зон военных конфликтов, появление вооруженных формирований в республиках, перенасыщенность региона оружием, и как следствие всего этого обострение криминогенной обстановки.

К тому же Северный Кавказ соседствует с закавказскими государствами, которые также отягощены множеством проблем аналогичного характера. В данном контексте весь Кавказ можно рассматривать как целостный регион с единым комплексом проблем. Изначальная конфликтогенность этого региона, связанная с его геополитическим положением, с наличием традиционных военно-стратегических и геополитических интересов России и других государств мирового сообщества на Кавказе в целом, определяется географическим положением, контроль над которым дает возможность влиять на развитие ситуации на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Это придает дополнительную значимость северокавказским республикам в деле обеспечения стабильности во всем Кавказском регионе и на юге России.

В силу стратегического положения Кавказа и богатства его недр здесь переплетаются интересы как великих держав так и сопредельных государств, претендующих на роль региональных лидеров. Сегодня Кавказ вообще и Северный Кавказ в частности, стал одним из тех регионов, откуда исходит угроза безопасности России.

В результате чеченских войн произошло разрушение геополитической целостности всего Северокавказского региона, разрыв транспортных коммуникаций, нарушение регионального этнодемографического баланса, в связи с перемещением ольших масс беженцев и вынужденных переселенцев, превративших Северный Кавказ в своеобразный криминальный плацдарм, ставший одним из факторов, подрывающих национальную безопасность РФ. Все это делает Северный Кавказ чрезвычайно восприимчивым к любым конфликтам, которые в создавшихся ныне условиях, почти наверняка приобретают характер межнациональных.

Итак, Кавказ занимает одно из центральных мест в системе геополитических интересов ведущих стран мира.

Содержание работы

Содержание

Введение 3

1. Геополитические интересы современной России 5

1.1. Геополитическое положение России в современном мире 5

1.2. Геополитическая стратегия России 9

1.3. Основные направления реализации геополитических интересов России 11

2. Характеристика основных геополитических параметров России 15

2.1. Военный и экономический потенциал России 15

2.2. Региональные и этносоциальные аспекты геополитической позиции России 19

2.3. Геополитические интересы России в Северокавказском регионе 22

Заключение 30

Список литературы 32

Введение

Актуальность изучения проблемы геополитических параметров и характеристик современной России определяется следующими соображениями.

Конец XX - начало XXI веков охарактеризовались процессом создания нового мирового порядка, который повлек за собой перегруппировку различных сил в зависимости от национальных и геополитических интересов. Произошли глубокие изменения в политической, экономической и военной областях. При этом в мире отмечено не менее десяти конфликтно опасных районов, которые ранжируются по своей интенсивности.

Особую актуальность проблемы определения геополитических параметров России приобрели в последнее время в с событиями в Южной Осетии.

Северный Кавказ самый сложный регион с точки зрения социально-экономической ситуации, государственного управления и обеспечения национальной безопасности России. В этом регионе произошли вооруженные конфликты, один из которых война в Чечне стал самым разруши¬тельным на территории бывшего СССР. Именно здесь присутствует реальная угроза национальной безопасности Российской Федерации, ее целостности и суверенитету. Именно здесь проявился феномен массового выхода части населения из правового пространства и появился район воору¬женного сепаратизма, не контролируемый российскими властями. Именно здесь радикальный эт¬нический национализм и религиозный экстремизм обрели насильственные и варварские формы, бросив вызов не только государству, но и общественным устоям и местного населения.Кавказ находится на стыке Востока и Запада, Севера и Юга. Само геополитическое положение его предопределило исторические возможности развития торговых и экономических связей, а также притязания могущественных держав на господство в этом регионе, с чем связаны многочисленные военные походы и войны.

Объект исследования геополитические интересы современной России

Предметом исследования выступает содержание, особенности проявления геополитических интересов России в современном мире.

Цель работы анализ геополитических параметров современной России и в частности, определение геополитических интересов России на Северном Кавказе.

Для достижения этой цели должны быть решены следующие конкретные задачи:

 на основе анализа отечественных и зарубежных политологических концепций уточнить природу и содержание геополитических интересов

 рассмотреть геополитическое положение России в мире в аспекте противостояния интересов ведущих стран;

 определить особенности Северокавказского региона как объекта геополитических интересов различных государств

 определить значимость Северокавказского региона в обеспечении геополитических интересов России, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

1. Геополитические интересы современной России

1.1. Геополитическое положение России в современном мире

Геополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы СССР - России.

Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах :

 военном (военностратегическом);

 геоэконоическом.

Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня .

НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо так­же и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине "Черное море - турецкое море", используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черно­морские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море .

Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экс­пертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия - 154 млн человек, Китай - 1,3 млрд.) . По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.

Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна под­писать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.

Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вы­вод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, - это, безусловно, давление на нее . Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России.

В последнее время США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.

Известно, что вплоть до середины XX в. одним из главных стремлений мировых держав было сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Это поддерживало существование колониальных империй. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации стратегия великих держав меняется. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями.

Борьба за сферы влияния велась в основном с помощью геоэкономических стратегий.

Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, переход на обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, со временем, даст ей рычаги влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная модель развития страны предполагает, что страна-экспортер ориентируется в экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот путь прошла Япония, и сегодня проходит Китай.

На Россию оказывается своего рода геоэкономическое "давление", т.к. она находится в окружении экономической Триады мира - на западе Европейский Союз, на востоке - Япония и тесно связанные с ней индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке - Китай . Такая расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXIв. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транснационализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.

Использованная литература

  1. Абазов Р. Глобальные перемены и геополитика на пороге XXI века. 1999 // Миров. экономика и междунар. отношения. - 1999. - N 2. - С.116-120.
  2. Абалкин Л. Национальные интересы: теория и практика. М.: ИМЭМО,1991.
  3. Абалкин Л. О национально-государственных интересах. М.: ИМЭМО, 1991.
  4. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. Спю.: Питер, 2004. 313 с.
  5. Александров М. Кавказ в геополитических и экономических интересах России (Текст выступления на научно-практической конференции Внешнеполитические проблемы Кавказского региона в Дипломатической Академии МИД России 14 декабря 2004 года.) //Бюллетень «Материк» №113(15.12.2004)
  6. Андрианова Т.В. Геополитические теории XX в.: Социал.-филос. исслед. / Рос. акад. наук. ИНИОН. - М., 1996. - 178 с.
  7. Белашов И.И. Северный Кавказ в структуре геополитических интересов России, США и Евросоюза // Состояние и развитие социальнополитических процессов на Северном Кавказе в словиях модернизации современной России: Материалы 49 научно-методической конференции "Университетская наука - региону". - Ставрополь: Изд-во СГУ 2004. - С. 121 - 126.
  8. Белашов И.И. Проблема национальных геополитических интересов в российской политической науке и практике // Проблемы геополитики и Северный Кавказ : Сборник научных трудов. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 112 - 116.
  9. Быков О.Н. Национальная безопасность России: (Геополит. аспекты) / Рос. акад. наук. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М., 1997. - 39 c.
  10. Вирабов А. Исламский фактор // Москва. - 1998. - N 4. - С.40-44.
  11. Гаджиев К. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. М., 1999.С. Геополитика. М., 1997
  12. Гаджиев К.С. Введение в геополитику: Учеб. для вузов / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Логос, 1998. - 415 c.
  13. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2001.
  14. Гаджиев К.С. Геополитика: история и современное содержание дисциплины: Семинар // Полис: Полит. исслед. - 1996. - N 2. - С.169-183.
  15. Гарегин А. Геополитические интересы России в энергетической сфере в начале XXI века// материалы семинара по Геополитике энергетики Ницца, 28-30 ноября 2002 г. http://stra.teg.ru/lenta/energy/1123/030606
  16. Геополитика: теория и практика: Сб. ст. / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений; Под ред. Э.А.Позднякова. - М., 1993.
  17. Грозин А., Геворгян К. Каспийский глобальный пасьянс и российские интересы // Независимая газета. - 1998. - 22 апр. - С.12-13.
  18. Громыко А. Геополитика сегодня и завтра: У России пока нет ясной концепции национальных интересов // Независимая газета. - 1996. - 19 сент. - С.5.
  19. Джегутанов Б.К., Припечкин В.В. Глобальные геополитические проблемы современности.//Политология. СПб. Университет МВД России, 1999,
  20. Джегутанов Б.К., Припечкин В.В.. Глобальные геополитические проблемы современности.//Политология. СПб. Университет МВД России, 1999
  21. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России: Учеб. пособие. - М.: Арктогея, 1997.
  22. Закон Российской Федерации "О безопасности" // Ведомости. 1992. № 15. Ст. 769.
  23. Каландаров К. На Каспии столкнулись интересы мировых держав: Запад стремится вытеснить Россию из этого региона // Независ. газета. - 1997. - 4 июня.
  24. Карамина А. Геополитическое значение Кавказского региона для обеспечения национальной безопасности России // "Южнороссийское обозрение" 2001, Выпуск 5
  25. Клепацкий Л., Поспелов В. Маневры вокруг Каспия // Междунар. жизнь. - 1995. - N 11/12. - С.67-73.
  26. Ковалкин В.С. Место России в геополитических реалиях конца XX - начала XXI века // Науч. тр. МГИ им. Е.Р.Дашкоой. - М., 1997. - Вып.2. - С.60-71.
  27. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 янв.
  28. Котилко В. Россия и Каспий: геополитические интересы// Обозреватель, 2000, № 7
  29. Михайлов В.А. Международные аспекты политики России в Кавказском регионе // Россия в мировой политике. Часть I. М.: Издательство РАГС, 2002.
  30. Морозов Ю.В., Сивков К.В. Стратегические подходы к реализации геополитических интересов России в XXI веке // Вызовы безопасности и защита геополитических интересов России. М., 1999. С. 41.
  31. Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999
  32. Овчинников О. Геополитические интересы России на Северном Кавказе // Защита и безопасность" 2002, N1
  33. Петров В.Л. Геополитика России. М., «Вече». 2003.
  34. Планы стабилизации Кавказа. Запад и российские интересы. Доклады Института Европы №74.- М.: Экслибрис-Пресс, 2001.-
  35. Поздняков Э.А. Геополитика. - М.: Прогресс; Культура, 1995. - 95 c.
  36. Потоцкая Т.И. Геополитика: Учебно-методическое пособие. Смоленск: «Ойкумена», 2002.
  37. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997.
  38. Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и геостратегия России. М., 1996
  39. Сорокин К.Э. Геополитика современного мира и Россия.// Политическая история. 2001 № 1. С.7-27.
  40. Тишков В. Федерализм и этнический фактор на Северном Кавказе. Общая оценка ситуации и природы конфликтов // Журнал «Казанский федералист» 2002, № 2
  41. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций. М., 2000.
  42. Ширгазин О.Р. Геополитические интересы России в период глобального передела мира // Русский геополитический сборник RuWeb.Info http://www.ruweb.info


Другие похожие работы