Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся 10-11 -х классов
Реферат по предмету:
"Физкультура и спорт"
Название работы:
"Физическая культура и здоровый образ жизни учащихся 10-11 -х классов"
Автор работы: Ольга
Страниц: 12 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Каждый период существования человечество ознаменовалось тем или иным видом глобальных проблем, которые нуждаются в их решении поскольку представляют собой опасность исчезновения человечества как вида.
Парадокс двадцатого столетия состоит в том, что в предыдущих периодах мы боролись за выживание с природой, тогда как сейчас мы уничтожаем себя сами. В настоящее время в научном мире возникло новое определение - антропологическая катастрофа, сущность которой заключается в том, что согласно с основным биологическим законом каждый биологический вид вымирает, если изменяются условия существования, к которым он был приспособлен тысячелетиями в ходе эволюции. К последнему этапу развития человечества (к началу ХХ века) условия его существования формировала природа, и именно к этим условиям организм человека и приспособился биологически на протяжении предыдущего эволюционного периода. Но с того времени как человек охватил своей деятельностью почти всю планету она начала существенно изменять условия жизнедеятельности, к которым была приспособлена в своем историко-биологическом развитии. Эти изменения в последней четверти века, как свидетельствуют объективные исследования, приобрели катастрофический масштаб.
Именно сейчас, в условиях резкого ухудшения состояния окружающей среды, мы должны обрати внимание на потребность формирования ведения здорового образа жизни.
Цель предлагаемого реферата состоит в том, чтобы раскрыть важность здорового образа жизни; возможности формирования этой идеи и трудности ее воплощения в среде старшекласников.
1.1. Определение понятия здоровье человека, его компоненты и предпосылки
Современные представления мировой науки относительно феномена здоровья человека основываются на новом понимании актуальности проблемы выживания человечества вообще.
В конце ХХ века лидеры мировой науки засчитали проблему здоровья к кругу глобальных проблем, решение которых обусловливает факт последующего существования человечества как биологического вида на планете Земля. «В настоящее время в научном мире возникло новое определение - антропологическая катастрофа, сущность которой заключается в том, что согласно с основным биологическим законом каждый биологический вид вымирает, если изменяются условия существования, к которым он был приспособлен тысячелетиями в ходе эволюции.» К последнему этапу развития человечества (к началу ХХ века) условия его существования формировала природа, и именно к этим условиям организм человека и приспособился биологически на протяжении предыдущего эволюционного периода. Но с того времени как человек охватил своей деятельностью почти всю планету она начала существенно изменять условия жизнедеятельности, к которым была приспособлена в своем историко-биологическом развитии. Эти изменения в последней четверти века, как свидетельствуют объективные исследования, приобрели катастрофический масштаб. По данным медицинской статистики повышения показателей заболеваемости и смертности наблюдается именно из второй половины ХХ век, и некоторые ученые связывают это с тем, что негативные процессы достигли планетарного размаха.
Глобальная весомость и актуальность проблемы вызывала необходимость обстоятельных исследований феномена здоровья человека и его составляющих частей, поиска путей позитивного влияния. С этой целью передовые представители мировой науки объединились в международное движение. В 1977 г. ВООЗ инициировала кампанию "Здоровье для всех", в пределах которой начался процесс сбора и систематизации информации о существовании угрозы здоровью.
По современным представлениям здоровье рассматривают не как сугубо медицинскую, а как комплексную проблему, сложный феномен глобального значения. То есть здоровье определяется как философская, социальная, экономическая, биологическая, медицинская категории, как объект потребления, вклада капитала, индивидуальная и общественная ценность, явление системного характера, динамическое, постоянно взаимодействующее с окружающей средой. Состояние собственно системы охраны здоровья обусловливает в среднем лишь около 10% всего комплекса влияний. Остальные 90% приходятся на экологию (около 20%), наследственность (около 20%), и больше всего - на условия и образ жизни (около 50%).
Отсюда походит общепринятое в международном содружестве определение здоровья "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не лишь отсутствие болезней или физических изъянов" .
В сферу физического здоровья включают такие факторы, как индивидуальные особенности анатомического телосложения, хода физиологичных функций организма в различных условиях покоя, движения, окружающей среды, генетического наследия, уровня физического развития органов и систем организма.
К сфере психического здоровья относят индивидуальные особенности психических процессов и свойств человека, например возбужденность, эмоциональность, чувствительность. Психическая жизнь индивида состоит из потребностей, интересов, мотивов, стимулов, установок, целей, воображений, чувств и тому подобное. Психическое здоровье связано с особенностями мышления, характера, способностей. Все эти составляющие и факторы обусловливают особенности индивидуальных реакций на одинаковые жизненные ситуации, достоверность стрессов, аффектов.
Духовное здоровье зависит от духовного мира личности, в частности составляющих духовной культуры человечества - образования, науки, искусства, религии, морали, этики. Сознание человека, ее ментальность, жизненная самоидентификация, отношение к смыслу жизни, оценка реализации собственных способностей и возможностей в контексте собственных идеалов и мировоззрения - все это обусловливает состояние духовного здоровья индивида.
«Социальное здоровье связано с экономическими факторами, отношениями индивида со структурными единицами социума - семьей, организациями, с которыми создаются социальные связки, труд, отдых, быт, социальная защита, охрана здоровья, безопасность существования и тому подобное» . Влияют межэтнические отношения, весомость разницы в прибылях разных социальных прослоек общества, уровень материального производства, техники и технологий, их противоречивое влияние на здоровье вообще. Эти факторы и составляющие создают ощущение социальной защищенности (или незащищенности), что существенно отражается на здоровье человека. В общем виде социальное здоровье детерминировано характером и уровнем развития главных сфер общественной жизни в определенной среде - экономической, политической, социальной, духовной.
Понятно, что в реальной жизни все четыре составляющих - социальная, духовная, физическая, психическая действуют одновременно и их интегрированное влияние определяет состояние здоровья человека как целостного сложного феномена.
К тому же, уровень здоровья, как правило, непосредственно связанный с уровнем образования. Чем выше средний уровень образования в определенной социальной среде, тем лучшие обобщенные показатели здоровья оно демонстрирует. Естественно, что забота о собственном и общественном здоровье невозможно без знания того, почему это необходимо и как это делать. Притом целесообразно понимать понятие образования в данном контексте не только как образование сугубо валеологику, а значительно более широкое - как общее образование в целом. Чем более широкое знание основных естественных, научных, философских, гуманитарных положений, тем более возможностей создавать в обществе системное представление о проблеме здоровья вообще. Кроме того, понятие образования нужно понимать комплексно: и как предоставление информации, и как учеба методам, приемам и навыкам здорового образа жизни, и как воспитание в духе безусловного приоритета ценностей индивидуального и общественного здоровья во всех его проявлениях, сферах, уровнях.
1.2.Формирование здорового образа жизни старшеклассников как педагогическая проблема.
В последние десятилетия проблема здоровья человека приобрела новое осмысление. Если ранее ее решения связывалось преимущественно с медико-биологическими, или санитарно-гигиеническими факторами, то сегодня доказано, что здоровье человека это целостное, системное явление, природы, которое обусловлено как естественными и социальными внешними факторами, так и внутренними, такими, что определяют психологическое отношение человека к себе и к тем обстоятельствам, в которых она реализует собственную жизнь. Изменить отношение старшеклассника к собственному здоровью и личному образу жизни возможно при условии понимания им этих ценностей, предоставления приоритетности сохранения физического и психического здоровья через образование.
На современном этапе учебы и воспитания молодежи особенное внимание уделяется проблемам здоровья и здорового образа жизни молодежи. Учебные заведения эту проблему решают благодаря обновлению соответствующих педагогических технологий, форм, средств, содержания и методики учебы. Научными работниками отмечается разнообразные пути и условия формирования здорового образа жизни в молодежи.
По результатам последних опросов и бальной оценки умения вести здоровый образ жизни установлен относительно низкий уровень осведомленности студентов в вопросах отношения к собственному здоровью.
Результаты психологического тестирования и опроса позволили оценить их самочувствие, активность, настроение, общую стрессовую нагрузку и наиболее стрессогенные жизненные обстоятельства. При анализе стрессогенности жизненных событий и социальной адаптации выявлено, что значительное количество старшеклассников имело пороговую степень стресса, а 47,5% из них находятся на грани нервного истощения. Наиболее стрессогенными сферами были быт, личные контакты и образ жизни.
Следует отметить, что вопросы здорового образа жизни частично изучаются школьниками в общеобразовательной школе. Опыт проведенной работы показывает, что такого объема и смыслового уровня информации относительно отмеченных вопросов для учеников недостаточно.
Содержание работы
1.Введение................3
2.Определение понятия здоровье человека, его компоненты и предпосылки.............4
3.Формирование здорового образа жизни старшеклассников как педагогическая проблема.........................7
4.Возможности реализации здорового образа жизни......................9
5.Список литературы............12
Использованная литература
- Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. - СПб.: МГП "Петрополис", 1992.
- Кадетова А. Какой быть авторской программе // Физическая культу¬ра в школе 1994 № 2 С 48
- Воячецкий Э. Развивая силу // Физическая культура в школе,2000. №2. С.46.
- Лях В. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 1989.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культуры. М.: "ФиС", 1991.
- Физическая культура и здоровье детей// http://www.infosport.ru/PRESS/FKVOT/