Стресс. Способы его предотвращения и преодоления
Реферат по предмету:
"Физкультура и спорт"
Название работы:
"Стресс. Способы его предотвращения и преодоления"
Автор работы: Solistka
Страниц: 17 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Стресс вызывает изменения физиологических реакций организма, которые могут не выходить за рамки нормальных состояний, однако в ряде случаев становятся достаточно сильными и доже повреждающими. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, созданием условий, для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной распространение в обыденной жизни и трудовой деятельности человека делает целесообразным ознакомление широкого круга людей с различными аспектами проблемы стресса.
Стресс это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой.
Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно меняющейся обстановки.
В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.
Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции.
Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.
Подавляющее большинство людей под понятием «стресс» понимает неприятности, горе, сильные отрицательные эмоциональные переживания. Отчасти это правильно. Но только отчасти, поскольку огромная радость, неожиданный успех, триумф это тоже стресс. Вернее не стресс, стрессор-фактор, вызывающий состояние стресса.
Г. Селье выдвинул и блестяще доказал гипотезу общего адаптационного синдрома (ОАС), от которой он пришел к универсальной концепции стресса.
В начале целого ряда заболеваний больные испытывают общий дискомфорт, то, что называется «не по себе». Затем появляется слабость, раздражительность у детей плаксивость. При инфекционных заболеваниях поднимается температура. Все эти признаки говорят о каких-то еще непонятных болезненных проявлениях, о неспецифической, однотипной защитной реакции организма, которую Г. Селье назвал общим адаптационным синдромом. И лишь потом, когда присоединяются другие симптомы (сыпь на теле, расстройство желудка, боли в тех или иных участках тела и т.д.), можно говорить о диагнозе, о специфичности симптомов заболевания.
В развитии ОАС различают 3 стадии: реакцию тревоги, фазу сопротивления и фазу истощения. В первой организм начинает, правда, довольно робко сопротивляется изменившимся условиям фазе сопротивления или приспосабливается к ним. В фазе сопротивления осуществляется адаптация к новым условиям, организм в полной мере противится воздействию стрессора. В третьей фазе, наступающей после продолжающегося длительного воздействия стрессора, все резервы адаптации приходят к концу, и организм погибает. Естественно, что последняя фаза развивается далеко не всегда. В большинстве случаев организм справляется со стрессором на первой или второй фазах общего адаптационного синдрома.
Люди, далекие от медицины, но знакомые со словом «стресс» (а таких становится все больше и больше), употребляет его чаще всего с эпитетами «эмоциональный», «психический». Если так, то и эмоциональный стресс, вероятно, должен сопротивляться такими же, реакциями организма, как и все другие виды стресса? Действительно, и эмоциональный, или психический, стресс развивается по тем же законам общего адаптационного синдрома.
Эмоциональные раздражители наиболее частый стрессор человека. Кто не переживал неудачи, разочарования, утрату близких, материальные потери, стыд, чувство вины, восторг, радость? А разве это не стрессовые ситуации.
Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Стресс неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации.
Умственного перенапряжения, неудачи, неуверенность, бесцельное существование самые вредоносные стрессоры.
Стресс Этот научный термин звучит теперь всюду на работе и дома, в кругу друзей, в книгах и телепередачах.
Распространенная прежде фраза «все болезни от нервов» трансформировалась «все болезни от стрессов». И н без оснований. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше. Но вот и другой факт: 30-50% посещающих поликлиники это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в некоторой коррекции эмоционального состояния.
Может быть, надо любой ценой остерегаться отрицательных эмоций и бежать от стрессов? Уезжать по возможности из больших городов, поменьше уделять внимания тревогам и заботам, не ставить перед собой никаких серьезных целей? Это ведь всегда связано с поиском, неопределенностью и риском стало быть, стрессогенно. Может нужно просто тихо жить, оберегая здоровье?
Впрочем, и здоровый смысл, и житейские наблюдения так же подтверждают, что постоянный «уход» от стресса не выход, не панацея от болезней. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжений.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СТРЕССА 4
2. МЕТОДЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17
Использованная литература
- Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.- 128с., ил. стр. 3, 4, 6, 102, 106, 108.
- Бенджамин Колодзин. Как выжить после психической травмы. Перевод с английского Савельевой. стр. 15, 42.
- Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. М.: Наука, 1988-176с. стр. 3, 4, 105, 133, 140-149.
- Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.
- Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение 1981 383с., стр. 309, 310.
- Русинов А. стр. 59-70.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. 319с. стр. 180, 184, 185, 195.
- Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983, стр.114, 184, 272.
- Влияние стресса на здоровье, С. Коноплев «Московский психологический журнал», выпуск №2 2007г.
- Стресс и его воздействие на организм, Абрамов В.А., Осокина О.И. «Physiology» выпуск № 11 2006г.
- Электронная энциклопедия здоровья http://www.healthway.com.ua/articles/stress/
- Официальный сайт общественной организации «No stress»
- http://www.no-stress.ru/cgi-bin/page.pl?id=10