Проблемы личности в гуманистической психологии\"
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Проблемы личности в гуманистической психологии\""
Автор работы: Юлия
Страниц: 39 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Проблема личности заняла ведущее место в психоаналити¬ческом направлении, представители которого с иррационалистических позиций истолковали мотивационно-потребностную сферу человеческой психики, движущие силы поведения.
Порок нео¬фрейдистских и примыкающих к ним концепций заключается в том, что их представители рассматривают «движущие силы че¬ловеческой деятельности как нечто первично заложенное внут¬ри человека, в его организме, а не формирующееся и развиа¬ющееся из его изменяющихся и развивающихся взаимоотноше¬ний с миром».
В 30-х годах Курт Левин попытался с позиций гештальтпсихологии экспериментально исследовать некоторые стороны пси¬хологического склада личности: ее потребности, аффекты и волю. Получив интересные результаты, он, однако, в своей интерпре¬тации оторвал динамический аспект поведения личности от смы¬слового и превратил динамические моменты сами то себе в уни¬версальный и самодовлеющий механизм, якобы объясняющий психику индивида.
Вскрывая несостоятельность теории воли Ле¬вина, советские психологи указывают, что «он сводит волевое действие к независимым от его содержания в этом смысле чисто формальным динамическим соотношениям напряжения и разрядки. Он объединяет теорию воли с теорией аффекта, по¬тому что и в волевом акте игнорирует специфичное для него сознательное регулирование, исходящее из более или менее ясно осознанной цели.
Все учение Левина о волевом действии базируется, в конечном счете, на механистической теории равно¬весия»
К началу 40-х годов относятся попытки некоторых необихевиористов использовать основные понятия теории научения побуждения, стимула, ответа, под¬крепления для теоретического и экспериментального исследо¬вания способов приобретения некоторых необходимых для жизни в обществе форм поведения человека. Применяемые в этих те¬ориях психологические термины по существу обозначали про¬цессы, протекающие на периферии организма или в окружающей его среде.
Наряду со всеми этими теориями, сторонники которых стре¬мились исследовать те или иные свойства личности с позиций традиционных направлений общей психологии, с 30-х годов на¬шего века возник ряд новых концепций личности, создатели ко¬торых пытались либо эклектически соединить для описания лич¬ности понятия, заимствованные из различных направлений, либо ввести новые понятия для исследования до сих пор не выявлен¬ных сторон личности.
К этим концепциям принадлежат теория самореализации Гордона Олпорта, концепция самоактуализации Абрагама Маслоу, теория «Я» Карла Роджерса, биосоциальная теория Г. Мэрфи, персонология Г. Меррея и факториальные те¬ории Р. Кэттела, Г. Айзенка и П. Гилфорда.
Несмотря на различие теоретически взглядов, почти все пе¬речисленные концепции объединяет одна и та же методологиче¬ская позиция - личность понимается если не как первичное по отношению к обществу явление, то, во всяком случае, как парал¬лельно ему существующая и самоопределяющаяся сущность. В результате этого личность неизбежно антропологизируется и психологизируется.
В противоположность такому разрыву личности и общества марксистская психология исходит из понимания личности как компонента самой высокоорганизованной в мире системы - об¬щества, закономерности которого обусловливают своеобразие всей природы человека, его поведения, строения его психики.
Толкуя общество и личность как два самостоятельных нача¬ла, представители упомянутых выше теорий личности отнюдь не отрицают влияния общества на личность. Напротив, тезис о социальной обусловленности психики человека, о процессе со¬циализации личности получил широчайшее распространение г. психологии капиталистических стран.
Социальные отношения признаются фактором, конституирующим как специфически человеческое строение психики, так и высшие личност¬ные образования - «Я» или «сам». Согласно, например, фрей¬дистскому пониманию личности, влияния общества запечатле¬ны или интериоризованы в образовании «Сверх-Я».
Суть дела заключается, однако, в том, как именно понимаются социаль¬ные отношения, общество и процесс социализации личности, В подавляющем большинстве упомянутых теорий личности фи¬гурирует абстрактное внеисторическое «общество вообще», в котором выделяются лишь некоторые общие условия обще¬ственного существования человека.
Эти теории искажают общественные отношения, формирую¬щие личность. С точки зрения научного понимания связи лич¬ности и общества совокупностью определяющих для личности отношений предстают экономические, правовые, политические, этические и прочие отношения.
Включаясь в многообраз¬ные общественные отношения, осуществляя, воспроизводя и развивая их в своей жизнедеятельности, человек и формируется как личность, как субъект общественного развития.
Индивид при этом определяется всей конкретной исторической совокуп¬ностью общественных отношений, в которую он включен, спе¬цификой общественной формации, классвой принадлежностью и т. д. Авторы и сторонники исследуемых теорий личности не признают понятия общественной формации, классовой струк¬туры общества.
Классовая принадлежность личности раство¬ряется ими в принятых этими теориями понятиях статуса личностей и ее ролей. В результате индивид, в соответствии с трактовками этих теорий, не имеет признаков конкретной исто¬рической личности, определяемой конкретными социально-экономическими и общественно-политическими условиями, всей обще¬ственной организацией.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психоаналитические и типологические модели 5
§ 1.1. Исследование познавательной деятельности 5
§ 1.2. Психодинамические, экспериментальные теории 8
§ 1.3. Типологическая модель А. Лоуэна 10
Глава 2. Вопросы исследования личности в гуманистической психологии 12
§ 2.1. Различие теоретических взглядов на проблему личности 12
§ 2.2. Центр личности в способности к переживанию ценностей 16
§ 2.3. Интеракционистская концепция проблемы исследования личности 19
Глава 3. Персональная концепция Маслоу о ценностях идеального человека 26
§ 3.1. Теория Маслоу 26
§ 3.2. Самоактуализации личности по теории Маслоу 29
§ 3.3. Теории личности в эго-психологии 32
Заключение 35
Литература 38
Введение
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды.
Сторонниками гуманистических взглядов, рассматривающих людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности.
Его теория самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Актуальность выбранной темы обусловлена, прежде всего, тем, что в последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и грамотно ссориться, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.
Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.
Цель работы заключена попытке теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности теории личности Абрахама Маслоу и теории личности Алексея Николаевича Леонтьева.
Соответственно, задача ставится на основе этих теорий: попытаться сравнить представления о личности в этих двух теориях. О том, насколько данная задача будет выполнена, можно будет судить по ходу работы, несмотря на то, что задача достаточно трудна и неопределенна.
Предметом исследования является личность с его характером, взглядами, интересами и мотивами, склонностями и способностями, характерои и темпераментом, идеалы, ценностность которого ориентированы на волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного и многое другое - вот далеко неполный перечень характеристика личности с которыми приходится иметь дело.
Глава 1. Психоаналитические и типологические модели
§ 1.1. Исследование познавательной деятельности
В конце 50-х-начале 60-х годов появляются новые направления экспериментальных исследований, давшие начало новым направлениям психологии - когнитивная психология, гуманистическая психология, в области исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиология, нейроморфология и нейропсихология.
Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахаам Маслоу.
Основатели гуманистической психологии имели целью создать жизненную психологию, исследующую здоровую творческую личность - задача, которую не ставила никакая другая кола. Маслоу подчеркивал, что не следует изучать психологию личности человека на основе изучения невротиков.
Маслоу использовал свой собственный метод - биографический. Изучая истории жизни, биографии великих людей, он пришел к выводу, что основным мотивом человеческой деятельности является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. В чем же смысл самоактуализации?
Потребность к самоактуализации проявляется в стремлении приносить людям добро. Маслоу не согласен с идеей Дарвина, что выживают лишь агрессивные и сильные животные, считая, что агрессия животного - вынужденное средство приспособления, сытый лев не набрасывается на жертву.
Самоактуализация проявляется также в том, что человек обязан быть тем, чем он может стать, используя все свои возможности и способности.
Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, - он обязан их реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, приводящий к неврозу.
С другой стороны, невроз, по мнению Маслоу, возникает у людей, лишенных потребности в самоактуализации. Потребность в самоактуализации возникает только у здоровых людей.
По мнению Маслоу, самоактуализация - явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманистическими потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. В этом отношении Маслоу нанес удар фрейдистам.
Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд:
a. физиологические потребности;
b. потребность в безопасности;
c. потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая группа гуманоидных потребностей
d. потребность в истине, в добре, в справедливости.
Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный нюанс: самоактуализация, хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда, когда удовлетворяются первые три группы потребностей.
Но как раз здесь и заложен основной дефект учения Маслоу - непонятно, как же уманистические потребности в справедливости, самоуважении, уважении других и т.д. формируются у людей, у которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу, оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону потребности.
В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла собой разновидность той же биологизаторской тенденции. Конечно, звучит заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми.
Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.
Гуманистические теории личности используют разнообразные подходы к пониманию личности.
Поэтому эти теории могут быть отнесены к психодинамическим или интеракционистским, неэкспериментальным, структурно-динамическим, охватывающим всю жизнь человека и описывающим его как личность то в терминах, характеризующих внутренние психологические свойства, то в поведенческих терминах.
§ 1.2. Психодинамические, экспериментальные теории
В отечественной психологии проблемы теории личности разрабатывались школой Л.С.Выготского, в частности А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович.
Теорию, предложенную Л.И.Божович можно отнести к типу психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности внутренние психологические свойства человека.
Опираясь на понятие ведущей деятельности, Л.И.Божович показала, как в процессе взаимодействия деятельности и общения ребенка в разные периоды жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией.
Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности ребенка, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.
Теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментльную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих терминах.
Основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл».
Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, тем богаче сама личность.
Использованная литература
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольника как условие формирования гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии, 1980, №5
- Бубер М. Два образа веры. М. 1995
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. // М. МГУ. 1982.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. 1989
- Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психологии личности. М. 1979
- Леонгард К. Акцентуированные личности. // Киев. Высшая школа. 1989.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. М. 1988
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учебн. заведений. В 2-х кн. // М.
- Олпорт Г.В. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998
- Просвещение. 1994
- Психология. Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2000
- Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. // М. Владос. 1995.
- Фейдимен Дж. Личность и личностный рост. Вып. 4, М. 1992
- Фромм Э. Иметь или быть. Минск. 1997
- Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. М. 1990
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000