Формирование мотивационно-волевой сферы спортсменов в теннисе
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Формирование мотивационно-волевой сферы спортсменов в теннисе"
Автор работы: Ткаченко Оксана
Страниц: 43 шт.
Год:2013
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Статистические данные свидетельствуют о том, что регулярно занимаются спортом не более 15 - 20% молодежи в возрасте от 15 до 20 лет. Этот очень неутешительный показатель говорит о том, что проблема мотивации и воли к занятиям спортом среди молодежи являются чрезвычайно актуальными. Обзор литературы по проблеме позволяет утверждать: исследований психологии воли и мотивации в спорте недостаточно; практически не изученной является эта тема в большом теннисе. Такая ситуация определила необходимость более детального анализа теоретических аспектов психологических особенностей мотивационно-волевой сферы спортсменов-теннисистов. Итак, тема нашего исследования определена как "Психология воли и мотивации в большом теннисе".
Объект исследования – мотивационно-волевая сфера спортсмена-теннисиста.
Предмет исследования - мотивационно-волевая сфера личности как психологический феномен.
Цель исследования – изучить психологические особенности мотивационно-волевой сферы спортсменов, занимающихся большим теннисом.
Гипотеза исследования: мотивационно-волевая сфера спортсменов-теннисистов имеет своеобразные психологические особенности, которые формируются под воздействием личностных характеристик.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задания:
- представить теоретический анализ исследований воли и мотивации к спорту в междисциплинарном аспекте;
- провести эмпирическое исследование мотивационно-волевой сферы спортсменов-теннисистов;
- выполнить качественный анализ результатов и сделать выводы.
Формирование волевых качеств происходит в течение всей жизни, но особенно важными являются ранние годы жизни человека, когда под воздействием семьи, личного примера родителей и других воспитателей закладываются навыки волевой регуляции поведения как целенаправленной регуляции активности человека. Спорт в данной ситуации существенно дополняет воспитательную работу, выступает тренировочной площадкой для испытания характера и личностных особенностей человека.
Теоретико-методологической основой исследования выступил анализ мотивационно-волевой сферы личности в контексте разных подходов, которые отображают ее междисциплинарный характер; рассмотрение мотивации как базового принципа существования человека в биологической парадигме (А.Уоллес, З.Фрейд и др.). Психологический подход к исследуемому явлению определил обращение к мотивационным концепциям (Б.М.Ананьєв А.Г.Асмолов, Д.Макклеланд, Г.Олпорт, Х.Хекхаузен и др.).
В спортивном мире мотивации достижения посвящены работы Р.Уэйнберга, О.В.Родионова, Е.Н.Гогунова, Е.А.Прокопенко и др. Заслуживают внимания исследования В.А. Сальникова, индивидуальным особенностям спортсменов в структуре спортивной деятельности.
В изучении данной проблемы существует подход, основанный на принципе подкрепления: если выполнение задачи приводит к хорошим последствиям, люди пытаются повторить данное поведение для получения позитивного результата. И наоборот, если выполнение почему-либо приводит к неприятным последствиям, люди пытаются не повторять данное поведение, во избежание больших негативных последствий.
Среди исследований отечественных ученых проанализированы работы А.Титович, Р.Стасюка, М.Солончук, А.Заикина, Л.Акимова.
Практическая значимость исследования заключается в углублении знаний по проблеме психологии воли и мотивации в большом теннисе.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................3
ГЛАВА I Теоретико-методологические принципы исследования мотивации и воли
1.1 Исследования сущности мотивации …………………..................... 5
1.2. Понятие о воле и ее функциях .......................................................... 8
1.3. Взаимосвязь мотивов и воли ............................................................. 11
1.4. Проблема мотивации и воли в спорте …………………………….. 13
ГЛАВА II Эмпирическое исследование
2.1. Организация эмпирического исследования .................................... 19
2.2. Анализ результатов исследования ................................................... 22
ГЛАВА ІІІ. Методические рекомендации по формированию мотивационно-волевой сферы спортсменов в теннисе ………………..……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................ 37
Список использованной литературы ..................................................... 40
Приложения ............................................................................................. 43
Использованная литература
- Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса, 2004. – 125 с.
- Ашмарин Б.А., Курамшин Ю.Ф. Педагогика и психология физической культуры: Учебное пособие. – СПб.: ЛГОУ, 1999. – 352с.
- Бондарчук О.І., Туриніна О.Л. Загальна психологія: Навч. посібник. – К.: Логос, 2004. – 140 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. - 288 с.
- Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2002. – 287 с.
- Грин Р. 48 законов власти. – Пер. с англ. Е.Я.Мигутиной. – М.: РИПОЛКЛАССИК, 2001. – 576 с.
- Занюк С.С. Мотивація діяльності. – Луцьк, 1998. – 187 с.
- Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. – С.14-37.
- Ильин Е.П.Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
- Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М.: «Аспект пресс», 1995. – 244 с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 2001. - 158 с.
- Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 1999. – 528 с.
- Максименко С.Д. Розвиток психіки в онтогенезі: В 2 т. – К.: Форум, 2002. – Т.1. – 319 с. – Т.2. – 335 с.
- Максименко С.Д., Носенко Е.Л. Експериментальна психологія (дидактичний тезаурус): Навч.посібник – К.: МАУП, 2002. – 128 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А. А.Пузыря. - М., 1982.
- Москвичев, Ю. Н. Методология компетентностного подхода в подготовке специалистов физической культуры и спорта // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Выпуск 16: Ежегодный сборник научных и научно-методических работ преподавателей и сотрудников ФГОУВ-ПО ≪ВГАФК≫. – Волгоград: ВГАФК, 2010. – С. 31-39.
- Мурзинова Р.М. Воспитание как составляющая деятельности спортивного педагога : учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 032100 "Физическая культура" и для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению подготовки 032100.62 "Физическая культура" и специальности 032101.65 "Физическая культура и спорт" / Р. М. Мурзинова, В. В. Воропаев. - М. : КНОРУС, 2011. - 93
- Основы спортивной психологии (учебное пособие, с грифом УМО) Москва, Изд-во «Советский спорт», 2010. – 208 с.
- Особенности механизма мотивационного процесса в спорте // Журнал «Вестник спортивной науки» №3. – 2010 г. - М.: Изд-во «Советский спорт» - С.15-19.
- Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородського Р.Я. Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2002. – 672 с.
- Психологія особистості: Словник-довідник / За ред.. П.П.Горностая. – К.: Рута, 2001. – 320 с.
- Психолого-педагогические аспекты научного обеспечения подготовки спортсменов. – Краснодар, 1986. – 120 с.
- Психологический словарь / Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
- Психофизиологические основы здоровья (учебное пособие, с грифом РАЕ) Москва, Изд-во «Эксмо», 2010. - 286 с.
- Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб: Питер, 2002. – 285 с.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Общая психология. - СПб., 1999. – С. 216 – 233.
- Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М., 1983. – 112 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:Питер, 2004. – 713с.
- Сабуров А.С. Психология: Курс лекций. – К.: Лекс, 1996. – 208 с.
- Сальников В.А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности: Монография. – Омск: Изд – во СибАДИ, 2000. – 160 с.
- Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебн. пособ. – СПб., 1999. - 607 с.
- Столин В. В. Самосознание личности. - М., 1983. – 288 с.
- Тард Г. Законы подражания. –СПб., 1992. – 491 с.
- Теория и организация адаптивного самовоспитания (учебно-методическое пособие)(Гриф МАНПО) Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. - 190 с/
- Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры. Пер.с англ.Гончаренко Г. – К.: Олимп.лит., 2001. – 334 с.
- Федулов И. С. Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков [Текст] / И. С. Федулов // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 119-121.
- Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. – М.: Советский спорт, 2010. – 392 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 487 с.
- Яковлев Б.В. Основы спортивной психологии. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2010. - 208 с.