Развитие профессионального самосознания будущих учителей в прохождении педагогической практики
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Развитие профессионального самосознания будущих учителей в прохождении педагогической практики"
Автор работы: Юлия
Страниц: 47 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
На современном этапе развития народного образования повышаются требования к уровню профессионализма учителя, возрастает роль его личной ответственности за результативность своего труда, “ Каждый учитель должен стать творцом, и найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Ведь настоящий учитель – это всегда личность”. В этих условия все более насущной становиться задача развития творческого начала педагогической деятельности, формирование педагога как творческой личности, способной находить решения в самых нестандартных ситуациях. Решение этой задачи невозможно без существенного улучшения подготовки студентов педагогических вузов, формирования у них готовности к учительской профессии.
Актуальность. В основе ряда негативных явлений, характерны для современной школы /авторитарный стиль общения, конфликтные отношения с учащимися, низкая эффективность процесса обучения и воспитания/, лежит преимущественная ориентация учителей в работе с детьми на однонаправленный процесс от субъекта к объекту. Гуманизация советской школы, ориентация учителя на личность ребенка, понимание педагогического процесса как процесса взаимодействия учителя и ученика раскрывают большие возможности для педагогического творчества.
При таком понимании педагогической деятельности учителю необходимо постоянно следить за собой, проверять правильность своих действий, корректировать их в зависимости от новообразований, возникающих в процессе развития личности ребенка. При этом учитель строит свое управление деятельностью ученика не как прямое воздействие, а как создание условий, при которых ученик самостоятельно принимает правильные решения. Усиление внимания личности ученика и других лиц, составляющих ближайшее профессиональное окружение учителя, требует, от педагога умений войти в позицию другого человека и анализировать свою личность, свои действия с точки зрения значимых других, что существенно влияет на процесс самовоспитания личности учителя и регуляцию его педагогической деятельности. Такой подход к осуществлению педагогической деятельности способствует искоренению штампов и шаблонов, предполагает многозначность и вариативность решений. Это возможно при наличии у учителя рефлексии - важного компонента творчества.
В связи с этим проблема рефлексии в последние годы стала одной из актуальных проблем психологии. Изучению особенностей педагогической рефлексии посвящены многие психолого-педагогические исследования / Н.И. Гуткина, Б.Н. Ковалев, В.Н. Козиев, С.В. Кондратьева, Ю.Н. Клюткин, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская и др./. Однако вопрос об особенностях проявления рефлексии начинающих учителей изучен пока недостаточно. Знание особенностей и условий функционирования рефлексии учителей на начальной стадии адаптации к педагогической деятельности может способствовать совершенствованию психолого-педагогической подготовки начинающих учителей.
В соответствии с этим в качестве объекта данного исследования выступает педагогическая рефлексия начинающих учителей.
Предметом исследования являются содержание структура и адекватность педагогической рефлексии студентов-практикантов и учителей – стажеров в процессах взаимодействия с представителями рефлекторных групп.
Цель исследования состоит в определении основных детерминант педагогической рефлексии начинающих учителей и условий ее коррекции.
Гипотезы исследования.
1. Педагогическая рефлексия начинающих учителей детерминируется их профессионально-ролевыми и индивидуально-личностными особенностями и условиями совместной деятельности и общения с представителями рефлекторных групп.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Мотивационная сфера педагогической рефлексии и самосознания 7
1.1. Профессиональное самосознание 7
1.2. Профессиональное самоопределение будущего учителя в процессе педагогической практики 11
1.3. Профессионально – ролевые позиции и рефлексивная направленность сознания учителя 15
1.4. Анализ компонентной структуры» педагогической рефлексии 19
Глава 2. Теоретико-методологическая основа исследования 28
2.1. Проведение эксперимента 28
2.2. Обработка экспериментальных данных 34
2.3. Исследование профессионального самоопределения 41
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Использованная литература
- Алексашина И. Учитель и новые ориентиры образования. - СПб., 1997.
- Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса//Перспективы, 1990, №4.
- Аникеева Н.П., Винникова Г.В., Смирнов С.А. Режиссура педагогического взаимодействия. - Новосибирск: НГПИ, 1991.
- Асмолов А.Г. Мир образования//Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М., 1996.
- Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. - М.: УРАО, 1998.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М.: Смысл, 1999.
- Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. - М.: Совершенство, 1998.
- Гинецинский В.И. Субъекты образовательного процесса, их роли и функции в реализации образовательных программ//Научное руководство развитием образовательных систем. - СПб., 1996.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды. - М., 1997.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. - М.: ВЛАДОС, 1999.
- Запесоцкий А.С. Гуманитарная культура и гуманитарное образование. - СПб, 1996.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000.
- Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. - Псков, 1999.
- Иванова С.П. Психология полусубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. - Псков, 2000.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. - СПб.: Алетейя, 2000.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб., 1999.
- Коммуникативная культура учителя (Методический материал к аттестации). - СПб., 1996.
- Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М., 1994.
- Коростылева Л.А., Коржова Е.Ю., Королева Н.Н. Самореализационный потенциал педагога и развитие личности учащегося. - СПб., 1996.
- Кочетова А.А. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. - СПб, 1997.
- Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат. - М.: Педагогика, 1990.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993
- Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). - М., 1994.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1998.
- Сапогова Е.Е. Профессиональное психологическое сознание /Практический психолог, - 1997, № 4. - С.3-15.
- Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя. - М., 1993.
- Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя//Национальные ценности образования: история и современность. - М., 1996. - С.229-235.