Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особенности личности умственно отсталых младших школьников

Особенности личности умственно отсталых младших школьников

Московский психолого-социальный институт

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особенности личности умственно отсталых младших школьников"




Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 112 шт.



Год:2010

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Психологическим особенностям детей с различными отклонениями в развитии, как в отечественной, так и в зарубежной психологии всегда придавалось большое значение. К.Д.Ушинский писал: «Прежде чем воспитать

человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».

Во всём мире растёт число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье

и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет.

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира.[18]

Нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых (Д.А.Виноградова, Н.Л.Коломенский, Ж.И.Намазбаева и др.)

Актуальность этой темы обусловлена в первую очередь тем, что именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации, нередко достигающие уровня клинической или криминальной выраженности.

У умственно отсталых детей неизбежно возникают личностные проблемы в процессе социализации. Широкая распространённость состояний психического недоразвития и в особенности лёгких его форм, является для общества дополнительным источником серьёзных проблем, к основным из которых можно отнести неполноценную социальную интеграцию лиц с нарушениями психического развития, с сопутствующими ей ростом преступности среди несовершеннолетних, а так же со снижением качества трудовых ресурсов.[33]

По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с

4

наследственной патологией, 8-10% имеют врождённую или приобретённую

патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей

имеют стёртые нарушения развития.[4]

Теоретические основы дефектологии, заложенные классическими

работами Л.С.Выготского, отражают огромное внимание их автора к проблеме личностного развития умственно отсталого ребёнка.

Целью нашей работы стало исследование особенностей личности умственно отсталых младших школьников.

Исходя из цели исследования мы ставим следующие задачи:

1) Изучение общей и специальной литературы по проблеме исследования.

2) Проведение исследования самооценки, Я-концепции младших школьников, уровня школьной тревожности и исследование психологического климата семей.

3) Проведение сравнительного анализа качественных и количественных показателей личностных характеристик умственно отсталых детей и детей с нормальным интеллектом.

4) Изучение особенностей развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью.

Объектом нашего исследования явились умственно отсталые учащиеся младших классов.

Предмет исследования – особенности личности умственно отсталых младших школьников.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что развитие личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет своеобразные особенности, обусловленные биологическими (органическое поражение ЦНС) и социальными факторами (неблагоприятная семейная обстановка, низкий культурный уровень и социальный статус родителей), часто характеризующимися антисоциальными формами поведения, а так же ограничение полноценных контактов с нормально развивающимися сверстниками. Всё это позволяет говорить об отчётливой специфичности личности детей с интеллектуальной недостаточностью.

5

В качестве испытуемых в исследовании принимали участие умственно

отсталые младшие школьники. Ученики 1,2,3,4 классов специальной

школы составили экспериментальную группу, в количестве 25 человек. В качестве контрольной группы исследовались учащиеся массовой школы 1 и 4 классов, в количестве 25 человек.

Исследование проводилось на базе коррекционной школы-интерната

VIII вида города Выкса Нижегородской области.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...……………….3

Глава 1. Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования:

Особенности личности умственно отсталых младших школьников

1.1. Научные подходы к понятию личности и её формированию……...6

1.2. Особенности личности младшего школьника …………………….27

1.3. Особенности психического развития умственно отсталых младших школьников ………………………………........................................40

1.4. Особенности формирования личности умственно отсталых младших школьников ……………………………….......................51

Глава 2. Изучение особенностей личности умственно отсталых младших школьников …………………………………………………………..65

2.1. Цель, задачи, методы и методики исследования ………………….65

2.2. Результаты констатирующего эксперимента ……………………...79

Выводы …………………………………………………………………………….92

Заключение ………………………………………………………………………..94

Библиография ……………………………………………………………………..97

Приложение №1 …………………………………………………………………105

Приложение №2 …………………………………………………………………108

Приложение №3 …………………………………………………………………111

Приложение №4 …………………………………………………………………

Использованная литература

  1. Батаршев А.В.
  2. Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – М.: Институт психотерапии, 2001, 112с. 2. Блинова Л.Н.
  3. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М.: «НЦ ЭНАС»; 2004.
  4. Белопольская Н.Л.
  5. Детская патопсихология. М.: Когито – центр, 2001. 4. Божович Л.И., Ендовицкая Т.В.
  6. Психологическое изучение произвольного поведения. // Вопросы психологии. 1979, №4.
  7. Божович Л.И.
  8. Проблемы формирования личности: Избр. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна, - 3-е изд. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001, -352с. (Психологи Отечества)
  9. Божович Л.И.
  10. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии, №4.
  11. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И.
  12. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка. – М.: Институт общегуманитарных исследований,
  13. – 352 с.
  14. Власов Н.Н.
  15. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1977. №1. с. 97 -106.
  16. 9. Волков Б.С., Волкова Н.В.
  17. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. –
  18. М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
  19. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, 2003, №4.
  20. Выготский Л.С.
  21. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. –
  22. 98
  23. М.: Издание экспериментального дефектологического института,1936.
  24. Выготский Л.С.
  25. Психология. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 1008 с.
  26. Выготский Л.С.
  27. Собр. соч. Т. 6. М.: Просвещение, - 1986. – 382 с.
  28. Выготский Л.С.
  29. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, - 1967.
  30. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В.
  31. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: психолого – педагогические основы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.:
  32. Академический проект, 2003. – 256 с.
  33. Годфруа Ж.
  34. Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. Н.Н.Алипова; под ред. Г.Г.
  35. Аракелова. – М.: Мир, 1966. – 360 с.
  36. Грошенков И.А.
  37. Занятия изобразительным искусством в специальной школе VIII вида:
  38. Учеб. пособие для учителей спец. коррекционных школ и студентов
  39. дефектологич. ф – тов пед. вузов. – М.: Институт общегуманитарных
  40. исследований, 2001.
  41. Детская патопсихология: «Когито – Центр» 2000.
  42. Дмитриев Д.Б.
  43. Психологические особенности постановки учебной задачи младшими
  44. школьниками // Вопросы психологии. – 1985. № 2.
  45. Дилео Д.
  46. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель – Пресс,
  47. Эксмо, 2002. – 272 с. (Психологический практикум).
  48. Додонов Б.И.
  49. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии, 1978, №8 с. 21 – 32.
  50. 99
  51. Евлахова Э.А.
  52. Особенности восприятия сюжетно – художественных картин учащимися вспомогательной школы. Автореферат канд. дис. М.: 1958.
  53. Елисеев О.Л.
  54. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
  55. Еникеева Д.
  56. Популярные основы психиатрии. Семфирополь. Сталкер, 1997.
  57. Забрамная С.Д.
  58. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей.
  59. М.: Просвещение, 1995, - 248 с.
  60. Забрамная С.Д.
  61. Умственная отсталость и отграничение её от сходных состояний. – М.:
  62. Просвещение, 1992.
  63. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю.
  64. Исследование самооценки младшего школьника в учебной
  65. деятельности // Вопросы психологии. 1980. - №4 с. 90 – 91.
  66. Исаев Д.Н.
  67. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.:
  68. Речь, 2003, - 391 с.
  69. Исаев Д.Н.
  70. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина. 1990.
  71. Каптерев П.Ф.
  72. Детская и педагогическая психология. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО
  73. «МОДЭК», 1999. – 336 с. (Психологи Отечества).
  74. Кащенко В.П.
  75. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей
  76. и подростков: Кн. для учителя . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. –
  77. 223 с.
  78. Коррекционная педагогика и психология (часть 3) Из опыта
  79. специальных (коррекционных) учреждений. М.:2002. – 154 с.
  80. 100
  81. Коробейников И.А.
  82. Нарушение развития и социальная адаптация. М.: ПЭР СЭ, 2002. – 192 с.
  83. Левченко И.Ю.
  84. Патопсихология: теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш.
  85. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
  86. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В.
  87. Анатомия и физиология детского организма. Учеб. пособие для
  88. студентов фак. дошкольного воспитания. – М.: Просвещение, 1976.
  89. Леонтьев А.Н.
  90. Деятельность. Сознание, Личность. – 2-е изд., М.: 1977. – 285 с.
  91. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2002.
  92. Мандрусова Э.С.
  93. Об исследовании умственной работоспособности при диагностике
  94. умственного развития. Рига, 1970.
  95. Марцинковская Т.Д.
  96. Диагностика психического развития детей. М.: Просвещение, 1998.
  97. Мотивация поведения у детей и подростков / Под ред. Л.И.
  98. Божович, Л.В.Благонадежиной. М.: Просвещение, 1966. – 182 с.
  99. Немов Р.С.
  100. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн.: - 4-е
  101. Изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2. Психология
  102. образования, 608 с.
  103. Никольская И.М., Грановская Р.М.
  104. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 507 с.
  105. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
  106. (Олигофренопедагогика). Под ред. Пузанова Б.П., Академия, 2001.
  107. Овчарова Р.В.
  108. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера,
  109. – 240 с.
  110. Олпорт Г.В.
  111. Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998. -345 с.
  112. 101
  113. Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой Л.В.
  114. М.: Академия, 2002.
  115. Певзнер М.С.
  116. Дети –олигофрены . М.: 1995.
  117. Петрова В.Г., Белякова И.В.
  118. Кто они, дети с отклонениями в развитии? 2-е изд. – М.: 2000.
  119. Петрова В.Г., Белякова И.В.
  120. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для
  121. студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
  122. Пинский Б.И.
  123. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН РСФСР, 1962.
  124. Пожар Ладислав
  125. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.:
  126. Институт практической психологии. 2000.
  127. Психодиагностические методы в работе с уч-ся 1-2 классов:
  128. Руководство / Д.В.Лубовский. – М.: МПСИ; Ворнеж: НПО «МОДЭК»
  129. – 48 с.
  130. Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя / Сост. Н.П.Вайзман.
  131. М.: Просвещение, 1992. – 122 с.
  132. Психологическая защита у детей. Детская психология и психотерапия
  133. М.: Академия, 1994.
  134. Психология. Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ. Под ред. проф.
  135. В.А.Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974.
  136. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред.
  137. В.Н.Дружинина. –СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
  138. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ
  139. М.А.Захаров, 2001. – 584 с.
  140. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: «Бахрах – М»,
  141. -544 с.
  142. 102
  143. Рабочая книга школьного психолога / В.И.Дубровина, М.К.Акимова,
  144. Е.М.Борисова и др.; Под ред. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
  145. Рогов Е.И.
  146. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2кн.
  147. М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми
  148. разного возраста. 384 с.
  149. Роджерс К.
  150. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ.
  151. М.Исениной; Общ. ред. И.Исенина. – М.: Прогресс, 1994. -479 с.
  152. Рубинштейн С.Я.
  153. Особенности волевых качеств умственно отсталых // Вопросы
  154. психологии , 1987 №3.
  155. Рубинштейн С.Л.
  156. Избранные философско – психологические труды: Основы онтологии,
  157. логики и психологии / РАН, Институт психологии. – М.: Наука,
  158. – 462 с.
  159. Рубинштейн С.Л.
  160. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1966.
  161. Рубинштейн С.Я.
  162. Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студ.
  163. дефектол. фак – в пед. инс – тов. М.: Просвещение, 1970. – 199 с.
  164. Рубцов В.В.
  165. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе
  166. обучения. – М.: Просвещение, 1987.
  167. Сапогова Е.Е.
  168. Психология развития человека. Учеб. пособие. М.: Аспект – Пресс,
  169. – 460 с.
  170. Семаго Н.Я., Семаго М.М.
  171. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы
  172. психолога. 2-е изд. испр. и доп. М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
  173. 103
  174. Семенака С.И.
  175. Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционные занятия для
  176. детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: АРКТИ, 2004. – 79 с.
  177. Сухарева Г.Е.
  178. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. (Клиника
  179. олигофрении). М.: Медицина, 1965.
  180. Смирнов В.М.
  181. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков:
  182. Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш.пед. учеб.заведений.
  183. М.: Академия, 2000. – 400 с.
  184. Сорокин В.М.
  185. Специальная психология / Под научн. ред. Л.М. Щипицыной. –
  186. СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
  187. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под
  188. ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
  189. Судаков Н.И.
  190. Психологическая характеристика нравственных идеалов
  191. учащихся // Вопросы психологии. – 1984. - №6.
  192. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста: 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.:
  193. Питер, 2004. – 896 с.
  194. Ушинский К.Д.
  195. Избранные психологические сочинения. Т.1. М.: Учпедгиз,1953, 687 с.
  196. Франселла Ф., Баннистер Д.
  197. Новый метод исследования личности / Общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.:
  198. Прогресс, 1987. -232 с.
  199. Фрейд З.
  200. О психоанализе. Пять лекций // История психологии. Тексты./ Под ред.
  201. П.Я. Гальперина. – М.: Изд. МГУ, 1992. – 362 с.
  202. 104
  203. Хэзлем М.Т.
  204. Психиатрия: Вводный курс / Пер. с англ. – М.: ООО Изд – во АСТ,
  205. Львов: Инициатива, 1998. – 624 с.
  206. Хьелл Л., Зиглер Д.
  207. Основные положения исследования и применения / Пер. с англ.
  208. С. Меленевская, Д. Викторова. – 2-е изд., испр. СПб.: Питер, 1998.
  209. Шахова И.П.
  210. Практикум по лабораторным работам курса « Возрастная психология».
  211. 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 144 с.
  212. Шнейдер Л.Б.
  213. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс,
  214. ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.
  215. Щелина Т.Т.
  216. Психологическое обеспечение развития личности детей – сирот в
  217. учреждениях интернатного типа. Арзамас: АГПИ, 2003. – 303 с.
  218. Щипицина Л.М.
  219. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с
  220. нарушением интеллекта. СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с.
  221. Шорохова Е.В.
  222. Социально – психологические проблемы воспитания всесторонне
  223. развитой личности // Социальная психология личности. – М.: 1979.
  224. Эльконин Д.Б.
  225. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие мл. шк – в . М.: 1970
  226. Эльконин Д.Б.
  227. Детская психология. М.: Просвещение, 1960.
  228. Юркевич В.С.
  229. К вопросу о познавательной потребности у школьников // Некоторые актуальные педагогические проблемы воспитания. – М. :1976.
  230. Явкин В.М. Клиническая хар - ка неуспевающих уч – ся нач-х классов
  231. массовой школы из семей хронических алкоголиков // Дефектология, 1975.№3


Другие похожие работы