Особенности личности умственно отсталых младших школьников
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности личности умственно отсталых младших школьников"
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 112 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Психологическим особенностям детей с различными отклонениями в развитии, как в отечественной, так и в зарубежной психологии всегда придавалось большое значение. К.Д.Ушинский писал: «Прежде чем воспитать
человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».
Во всём мире растёт число детей, нуждающихся в специальной помощи со стороны медиков, психологов, педагогов. Полный анализ причин неблагоприятных тенденций и в соматическом, и в психологическом здоровье
и их социальных последствий можно будет дать лишь по прошествии ряда лет.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира.[18]
Нарушение высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых (Д.А.Виноградова, Н.Л.Коломенский, Ж.И.Намазбаева и др.)
Актуальность этой темы обусловлена в первую очередь тем, что именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребёнка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации, нередко достигающие уровня клинической или криминальной выраженности.
У умственно отсталых детей неизбежно возникают личностные проблемы в процессе социализации. Широкая распространённость состояний психического недоразвития и в особенности лёгких его форм, является для общества дополнительным источником серьёзных проблем, к основным из которых можно отнести неполноценную социальную интеграцию лиц с нарушениями психического развития, с сопутствующими ей ростом преступности среди несовершеннолетних, а так же со снижением качества трудовых ресурсов.[33]
По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с
4
наследственной патологией, 8-10% имеют врождённую или приобретённую
патологию, 4-5% составляют дети-инвалиды, значительное число детей
имеют стёртые нарушения развития.[4]
Теоретические основы дефектологии, заложенные классическими
работами Л.С.Выготского, отражают огромное внимание их автора к проблеме личностного развития умственно отсталого ребёнка.
Целью нашей работы стало исследование особенностей личности умственно отсталых младших школьников.
Исходя из цели исследования мы ставим следующие задачи:
1) Изучение общей и специальной литературы по проблеме исследования.
2) Проведение исследования самооценки, Я-концепции младших школьников, уровня школьной тревожности и исследование психологического климата семей.
3) Проведение сравнительного анализа качественных и количественных показателей личностных характеристик умственно отсталых детей и детей с нормальным интеллектом.
4) Изучение особенностей развития личности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Объектом нашего исследования явились умственно отсталые учащиеся младших классов.
Предмет исследования – особенности личности умственно отсталых младших школьников.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что развитие личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет своеобразные особенности, обусловленные биологическими (органическое поражение ЦНС) и социальными факторами (неблагоприятная семейная обстановка, низкий культурный уровень и социальный статус родителей), часто характеризующимися антисоциальными формами поведения, а так же ограничение полноценных контактов с нормально развивающимися сверстниками. Всё это позволяет говорить об отчётливой специфичности личности детей с интеллектуальной недостаточностью.
5
В качестве испытуемых в исследовании принимали участие умственно
отсталые младшие школьники. Ученики 1,2,3,4 классов специальной
школы составили экспериментальную группу, в количестве 25 человек. В качестве контрольной группы исследовались учащиеся массовой школы 1 и 4 классов, в количестве 25 человек.
Исследование проводилось на базе коррекционной школы-интерната
VIII вида города Выкса Нижегородской области.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………...……………….3
Глава 1. Анализ общей и специальной литературы по проблеме исследования:
Особенности личности умственно отсталых младших школьников
1.1. Научные подходы к понятию личности и её формированию……...6
1.2. Особенности личности младшего школьника …………………….27
1.3. Особенности психического развития умственно отсталых младших школьников ………………………………........................................40
1.4. Особенности формирования личности умственно отсталых младших школьников ……………………………….......................51
Глава 2. Изучение особенностей личности умственно отсталых младших школьников …………………………………………………………..65
2.1. Цель, задачи, методы и методики исследования ………………….65
2.2. Результаты констатирующего эксперимента ……………………...79
Выводы …………………………………………………………………………….92
Заключение ………………………………………………………………………..94
Библиография ……………………………………………………………………..97
Приложение №1 …………………………………………………………………105
Приложение №2 …………………………………………………………………108
Приложение №3 …………………………………………………………………111
Приложение №4 …………………………………………………………………
Использованная литература
- Батаршев А.В.
- Типология характера и личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – М.: Институт психотерапии, 2001, 112с. 2. Блинова Л.Н.
- Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М.: «НЦ ЭНАС»; 2004.
- Белопольская Н.Л.
- Детская патопсихология. М.: Когито – центр, 2001. 4. Божович Л.И., Ендовицкая Т.В.
- Психологическое изучение произвольного поведения. // Вопросы психологии. 1979, №4.
- Божович Л.И.
- Проблемы формирования личности: Избр. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна, - 3-е изд. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001, -352с. (Психологи Отечества)
- Божович Л.И.
- Этапы формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии, №4.
- Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И.
- Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка. – М.: Институт общегуманитарных исследований,
- – 352 с.
- Власов Н.Н.
- Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии, 1977. №1. с. 97 -106.
- 9. Волков Б.С., Волкова Н.В.
- Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. –
- М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112 с.
- Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии, 2003, №4.
- Выготский Л.С.
- Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. –
- 98
- М.: Издание экспериментального дефектологического института,1936.
- Выготский Л.С.
- Психология. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 1008 с.
- Выготский Л.С.
- Собр. соч. Т. 6. М.: Просвещение, - 1986. – 382 с.
- Выготский Л.С.
- Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, - 1967.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В.
- Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: психолого – педагогические основы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.:
- Академический проект, 2003. – 256 с.
- Годфруа Ж.
- Что такое психология: В 2 т. / Пер. с фр. Н.Н.Алипова; под ред. Г.Г.
- Аракелова. – М.: Мир, 1966. – 360 с.
- Грошенков И.А.
- Занятия изобразительным искусством в специальной школе VIII вида:
- Учеб. пособие для учителей спец. коррекционных школ и студентов
- дефектологич. ф – тов пед. вузов. – М.: Институт общегуманитарных
- исследований, 2001.
- Детская патопсихология: «Когито – Центр» 2000.
- Дмитриев Д.Б.
- Психологические особенности постановки учебной задачи младшими
- школьниками // Вопросы психологии. – 1985. № 2.
- Дилео Д.
- Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель – Пресс,
- Эксмо, 2002. – 272 с. (Психологический практикум).
- Додонов Б.И.
- Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии, 1978, №8 с. 21 – 32.
- 99
- Евлахова Э.А.
- Особенности восприятия сюжетно – художественных картин учащимися вспомогательной школы. Автореферат канд. дис. М.: 1958.
- Елисеев О.Л.
- Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
- Еникеева Д.
- Популярные основы психиатрии. Семфирополь. Сталкер, 1997.
- Забрамная С.Д.
- Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей.
- М.: Просвещение, 1995, - 248 с.
- Забрамная С.Д.
- Умственная отсталость и отграничение её от сходных состояний. – М.:
- Просвещение, 1992.
- Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю.
- Исследование самооценки младшего школьника в учебной
- деятельности // Вопросы психологии. 1980. - №4 с. 90 – 91.
- Исаев Д.Н.
- Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.:
- Речь, 2003, - 391 с.
- Исаев Д.Н.
- Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина. 1990.
- Каптерев П.Ф.
- Детская и педагогическая психология. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО
- «МОДЭК», 1999. – 336 с. (Психологи Отечества).
- Кащенко В.П.
- Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей
- и подростков: Кн. для учителя . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. –
- 223 с.
- Коррекционная педагогика и психология (часть 3) Из опыта
- специальных (коррекционных) учреждений. М.:2002. – 154 с.
- 100
- Коробейников И.А.
- Нарушение развития и социальная адаптация. М.: ПЭР СЭ, 2002. – 192 с.
- Левченко И.Ю.
- Патопсихология: теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш.
- пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 232 с.
- Леонтьева Н.Н., Маринова К.В.
- Анатомия и физиология детского организма. Учеб. пособие для
- студентов фак. дошкольного воспитания. – М.: Просвещение, 1976.
- Леонтьев А.Н.
- Деятельность. Сознание, Личность. – 2-е изд., М.: 1977. – 285 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2002.
- Мандрусова Э.С.
- Об исследовании умственной работоспособности при диагностике
- умственного развития. Рига, 1970.
- Марцинковская Т.Д.
- Диагностика психического развития детей. М.: Просвещение, 1998.
- Мотивация поведения у детей и подростков / Под ред. Л.И.
- Божович, Л.В.Благонадежиной. М.: Просвещение, 1966. – 182 с.
- Немов Р.С.
- Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн.: - 4-е
- Изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2. Психология
- образования, 608 с.
- Никольская И.М., Грановская Р.М.
- Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 507 с.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
- (Олигофренопедагогика). Под ред. Пузанова Б.П., Академия, 2001.
- Овчарова Р.В.
- Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера,
- – 240 с.
- Олпорт Г.В.
- Личность в психологии. – М.: КСП+; СПб.: ЮВЕНТА, 1998. -345 с.
- 101
- Основы специальной психологии. / Под ред. Кузнецовой Л.В.
- М.: Академия, 2002.
- Певзнер М.С.
- Дети –олигофрены . М.: 1995.
- Петрова В.Г., Белякова И.В.
- Кто они, дети с отклонениями в развитии? 2-е изд. – М.: 2000.
- Петрова В.Г., Белякова И.В.
- Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для
- студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
- Пинский Б.И.
- Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН РСФСР, 1962.
- Пожар Ладислав
- Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. – М.:
- Институт практической психологии. 2000.
- Психодиагностические методы в работе с уч-ся 1-2 классов:
- Руководство / Д.В.Лубовский. – М.: МПСИ; Ворнеж: НПО «МОДЭК»
- – 48 с.
- Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя / Сост. Н.П.Вайзман.
- М.: Просвещение, 1992. – 122 с.
- Психологическая защита у детей. Детская психология и психотерапия
- М.: Академия, 1994.
- Психология. Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ. Под ред. проф.
- В.А.Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1974.
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред.
- В.Н.Дружинина. –СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
- Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – М.: ПБОЮЛ
- М.А.Захаров, 2001. – 584 с.
- Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: «Бахрах – М»,
- -544 с.
- 102
- Рабочая книга школьного психолога / В.И.Дубровина, М.К.Акимова,
- Е.М.Борисова и др.; Под ред. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
- Рогов Е.И.
- Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2кн.
- М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми
- разного возраста. 384 с.
- Роджерс К.
- Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ.
- М.Исениной; Общ. ред. И.Исенина. – М.: Прогресс, 1994. -479 с.
- Рубинштейн С.Я.
- Особенности волевых качеств умственно отсталых // Вопросы
- психологии , 1987 №3.
- Рубинштейн С.Л.
- Избранные философско – психологические труды: Основы онтологии,
- логики и психологии / РАН, Институт психологии. – М.: Наука,
- – 462 с.
- Рубинштейн С.Л.
- Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1966.
- Рубинштейн С.Я.
- Психология умственно отсталого школьника. Учеб. пособие для студ.
- дефектол. фак – в пед. инс – тов. М.: Просвещение, 1970. – 199 с.
- Рубцов В.В.
- Организация и развитие совместных действий у детей в процессе
- обучения. – М.: Просвещение, 1987.
- Сапогова Е.Е.
- Психология развития человека. Учеб. пособие. М.: Аспект – Пресс,
- – 460 с.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М.
- Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы
- психолога. 2-е изд. испр. и доп. М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
- 103
- Семенака С.И.
- Учимся сочувствовать и сопереживать. Коррекционные занятия для
- детей 5 – 8 лет. – 2-е изд., испр. и доп.. – М.: АРКТИ, 2004. – 79 с.
- Сухарева Г.Е.
- Клинические лекции по психиатрии детского возраста. (Клиника
- олигофрении). М.: Медицина, 1965.
- Смирнов В.М.
- Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков:
- Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш.пед. учеб.заведений.
- М.: Академия, 2000. – 400 с.
- Сорокин В.М.
- Специальная психология / Под научн. ред. Л.М. Щипицыной. –
- СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под
- ред. В.И. Лубовского. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
- Судаков Н.И.
- Психологическая характеристика нравственных идеалов
- учащихся // Вопросы психологии. – 1984. - №6.
- Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста: 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.:
- Питер, 2004. – 896 с.
- Ушинский К.Д.
- Избранные психологические сочинения. Т.1. М.: Учпедгиз,1953, 687 с.
- Франселла Ф., Баннистер Д.
- Новый метод исследования личности / Общ. ред. Ю.М. Забродина. – М.:
- Прогресс, 1987. -232 с.
- Фрейд З.
- О психоанализе. Пять лекций // История психологии. Тексты./ Под ред.
- П.Я. Гальперина. – М.: Изд. МГУ, 1992. – 362 с.
- 104
- Хэзлем М.Т.
- Психиатрия: Вводный курс / Пер. с англ. – М.: ООО Изд – во АСТ,
- Львов: Инициатива, 1998. – 624 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д.
- Основные положения исследования и применения / Пер. с англ.
- С. Меленевская, Д. Викторова. – 2-е изд., испр. СПб.: Питер, 1998.
- Шахова И.П.
- Практикум по лабораторным работам курса « Возрастная психология».
- 2-е изд. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 144 с.
- Шнейдер Л.Б.
- Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель – Пресс,
- ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512 с.
- Щелина Т.Т.
- Психологическое обеспечение развития личности детей – сирот в
- учреждениях интернатного типа. Арзамас: АГПИ, 2003. – 303 с.
- Щипицина Л.М.
- «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с
- нарушением интеллекта. СПб.: «Дидактика Плюс», 2002. – 496 с.
- Шорохова Е.В.
- Социально – психологические проблемы воспитания всесторонне
- развитой личности // Социальная психология личности. – М.: 1979.
- Эльконин Д.Б.
- Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие мл. шк – в . М.: 1970
- Эльконин Д.Б.
- Детская психология. М.: Просвещение, 1960.
- Юркевич В.С.
- К вопросу о познавательной потребности у школьников // Некоторые актуальные педагогические проблемы воспитания. – М. :1976.
- Явкин В.М. Клиническая хар - ка неуспевающих уч – ся нач-х классов
- массовой школы из семей хронических алкоголиков // Дефектология, 1975.№3