Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особенности работы практического психолога с педагогически запущеными детьми

Особенности работы практического психолога с педагогически запущеными детьми

Москва

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особенности работы практического психолога с педагогически запущеными детьми "




Автор работы: Юлия
Страниц: 68 шт.



Год:2011

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность настоящего исследования. Как показывают статистические данные[49, 142], результаты различных исследований[10, 17], изучение массового психолого-педагогического опыта[47, 84], в настоящее время психологу приходиться работать с достаточно большим числом педагогически запущенных детей (социальными сиротами, инвалидами, мигрантами, безнадзорными, имеющими опыт саморазрушительного поведения, с социальной депривацией и школьной дезадаптацией и т.п.); и массив детей с от-клонениями в развитии и поведении все увеличивается. Это вызывает у психологов, работающих с такими детьми, соответствующие сложности в организации практической деятельности.

Сложившиеся обстоятельства актуализировали проблему поиска новых концепций профессиональной деятельности психолога в обществе вообще, и во взаимодействии с семьей и детьми, в частности, требуя внесения корректив в профессиональную работу с педагогически запущенными детьми.

Работа педагогически запущенными детьми существенно осложняется явной недостаточностью соответствующих теоретических разработок и методических рекомендаций, а также отсутствием научно обоснованной системы подготовки психологов к практической деятельности по данному направлению.

Отдельные категории педагогически запущенных детей в различные периоды времени изучались как отечественными, так и зарубежными учеными. Для нашей работы наиболее существенное значение имеют исследования: неблагополучных семей (М.И.Буянов[2], И.А.Невский[21, 22, 23] и др.), социальной и педагогической запущенности, которая приводит в дальнейшем к таким последствиям, как правонарушения, алкоголизация, антисоциальное поведение детей (И.А.Невский[21, 22, 23]и др.).

В названных работах дается всесторонняя и глубокая характеристика трудных детей. Благодаря усилиям значительной группы ученых накоплен большой материал, характеризующий условия жизни и воспитания педагогически запущенных детей, выделен широкий круг причин и обстоятельств, обусловливающих их возникновение, разработан определенный арсенал средств, направленных па преодоление педагогической запущенности. Все это создает предпосылки для дальнейшего углубленного изучения данной проблемы.

Вместе с тем внимательный анализ имеющихся работ показывает, что все многообразие различных аспектов педагогической запущенности детей недостаточно сведено к единому «центру». Интересы практики настоятельно требуют вскрыть общую основу ошибок воспитания, их внутреннюю логику и с этой позиции описать как характер педагогической запущенности, так и пути ее предупреждения и преодоления. Т.о., несмотря на значительный рост числа исследований в области подготовки психологов к работе с педагогически запущенными детьми, за последнее время предметом отдельного исследования эта тема не являлась. Это порождает противоречие между уровнем профессиональных требований предъявляемых к практическим психологам, с одной стороны, а с другой, - неразработанностью особенностей работы с педагогически запущенными детьми.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенностей работы с педагогически запущенными детьми?

Объектом нашего исследования является процесс работы с педагогически запущенными детьми.

Предмет исследования – педагогические особенности профессиональной работы практикующего психолога с педагогически запущенными детьми.

Цель нашего исследования – исследовать особенности работы практического психолога с педагогически запущенными детьми.

Гипотеза исследования – методики и технологии социального педагога по работе с педагогически запущенными детьми определяются степенью педагогической запущенности, что требует комплексного исследоания особенностей личности педагогического ребенка с целью опредления основных направений коррекционнной работы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью в исследовании решались следующие задачи:

1) выяснение сущности педагогической запущенности;

2) определение характерных ошибок, проистекающих при работе практического психолога с педагогически запущенными детьми;

3) выработка рекомендаций по коррекции ошибок в работе практического психолога с педагогически запущенными детьми.

Методологической и теоретической базой исследования является: целостный подход к изучению психологических явлений и процессов, личностно-деятельностный подход, реализующий принцип единства сознания и деятельности, психолого-педагогические исследования в области работы педагогов и психологов с педагогически запущенными детьми.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга: теоретический, сравнительно-сопоставительный анализ; изучение и обобщение эффективного психолого-педагогического опыта, наблюдения.

Научная новизна состоит в следующем: дана сущностная характеристика педагогически запущенных детей; изучена система работы практического психолога с педагогически запущенными детьми.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем. В ходе теоретического анализа проблемы выявлены и педагогически обоснованы сущностные и структурно-содержательные характеристики основных понятий исследования»; обоснована система работы практического психолога с педагогически запущенными детьми.

Практическая значимость проведенного исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе практикующих психологов, а также при чтении спецкурсов для подготовки специалистов соответствующего профиля.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ педагогической запущенности как объекта изучения в психологии 7

1.1. Понятие и параметры педагогической запущенности 7

1.2. Причины и условия развития педагогической запущенности. Виды (степень) педагогической запущенности 15

1.3 Самосознание педагогически запущенного ребенка 22

Глава 2. Анализ работы практикующего психолога с педагогически запущенными детьми 27

2.1 Организация коррекционной работы 27

2.2 Психологическая коррекция запущенного ребенка 33

Глава 3. Исследование деятельности практического психолога с педагогически запущенными детьми на базе МОУ СШ № __ 41

3.1. Методы и методики исследования деятельности практического психолога с педагогически запущенными детьми 41

3.2. Анализ полученных с помощью выбранных методик данных 42

3.3. Программы работы практического психолога 44

Заключение 50

Список литературы 53

Приложения 57

Использованная литература

  1. Аверин В.А. Психология подростков и подростков. – СПб. «Издательство Михайлова В.А.», 1998 - 115 с.
  2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М., Просвещение, 1988 – 327 с.
  3. Вагра Д. Радости родительских забот. – М. «Прогресс», 1993 – 320 с.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – СПб. «Речь»., 2001 – 216 с.
  5. Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб. «Питер», 2004 – 275 с.
  6. Годунов, А.А. Диагностика школьной дезадаптации/ А.А. Годунов – М., 1994 – 45 с.
  7. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М. «Проект», 2004 – 113 с.
  8. Ежов Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2004 – 452 с..
  9. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. – М. «Просвещение», 1993 – 96 с.
  10. Захарова, Н.В. Педагогическая концепция работы с дезадапти-рованными детьми // Психолого-педагогические технологии коррекционной работы в специальных образовательных учреждениях: сб. материалов регион. науч.- практ. конф. / Владимир. гос.гуманитарный ун-т. – Владимир, 2010 – 56-58 с.
  11. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург. «Истоки», 1995 – 276 с.
  12. Изард К. Эмоции человека. – М. МГУ, 1990-84 с.
  13. Калинина З.Н. Книга для начинающего вожатого. – М., 2003 – 328 с.
  14. Клюева Н.В. Психолог и семья. – М. «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001 – 274 с.
  15. Ковалева С.В. Психология современной семьи. – М. «Просвещение», 1988 – 312 с.
  16. Комплексное сопровождение подростков дошкольного возраста / Под ред. Шипицыной Л.М. – СПб. «Речь», 2003 – 116 с.
  17. Крайг Г. Психология развития. – М. 2000 г.
  18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. «Владос», 1992 – 312 с.
  19. Микиртумов Б.Е., Гречаный С.В. Особенности нарушений предречевого развития в условиях полной материнской депривации. / Тезисы научно-практической конференции 28 октября 1997 г./ - СПб. 1997 – с.47-54
  20. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психотерапия./ Вопросы психологии. 2000 г. №2. – с.67-69
  21. Невский И.А., Колесова Л.С. Подростки группы риска в школе. - М., 1997 – 184 с.
  22. Невский И.А. Трудный успех: (Без «трудных» работать можно). Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1981 - 117 с.
  23. Невский И.А. Учителю об отклонениях в поведении. - М., 1993 – 115 с.
  24. Немов Р.С. Психология. – М. «Владос», 2003 - 66 с.
  25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М. «Тривола», 1996 – 312 с.
  26. Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении и преодолении педагогически запущенных детей/ Р.В. Овчарова – Архангельск, 1995 – 56 с.
  27. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/ Р.В. Овчарова – М., 1996 – 412 с.
  28. Овчарова Р.В. Профилактика педагогической запущенности подростков//Педагогика. - 1992. - № 5-6 - с.47-49
  29. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики. – М. «Логос», 1995 – 408с.
  30. Педагогическая психология / под ред. Клюевой Н.В. – М. «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 512 с.
  31. Полные и неполные семьи и их влияние на формирование личности / Теория и практика образования: история и современность.- Вып. 3. – Липецк, 1999 – 517 с.
  32. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников: Сб. науч. тр. Ред. кол Д.И. Фельдштейна (отв. с ред. и др.). - М., 1990 – 423 с.
  33. Психологические тесты / Под ред. Карелина А.А, в 2 томах. – М. «Владос», 2002 – 146 с.
  34. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М. Педагогика-пресс, 1997 – 287 с.
  35. Раннее обучение и развитие подростка / Автор-составитель В.В. Кантан – СПб. «Лань», 2000 – 158 с.
  36. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект)/ под ред. В.А. Татенко. - Киев, 1989 – 45 с.
  37. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. – М. «Педагогика», 1983 – 265 с.
  38. Ретуш, Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться/ под ред. Л.А. Ретуш Л.А. – С-Пб., 2001 – 212 с.
  39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. «Питер», 2002 – 453 с.
  40. Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп/ под ред. А.С. Белкина. - Свердловск, 1979 – 312 с.
  41. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников/ В.Г. Степанов – М., 1998 – 408 с.
  42. Стожарова М.Ю. Совместное познавательное общение родителей с подростками как средство коррекции поведенческых нарушений дошкольников. /Вопросы психологии. 2000 г. №4 – с.96-102
  43. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т./ Сост. О.С. Богданова, В.З. Смапь. -М. , 1979 – 347 с.
  44. Тесты для маленьких умников и умниц. /Автор составитель Мазепина Т.Б. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2005 – 118 с.
  45. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. - М., Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995 – 217 с.
  46. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков. – М., 2006 – 265 с.
  47. Щербакова О.А. Модели оказания консультационной психолого-педагогической помощи школьникам // Школьное образование в сельской общине США. Сборник научных трудов. – Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2005 – 478 с.
  48. Яценко И.Г. О готовности психологов к работе с семьями и пе-дагогически запущенными детьми // Высшее образование в России. - № 2. – 2009 – с.78-79
  49. Яценко И.Г. Специфика работы психолога с семьями «группы риска» // Проблемы педагогического образования: сб. научных статей.- Выпуск 31.- М.: МПГУ-МОСПИ, 2008 – 313 с.
  50. Яковлев П. А. Педагогическая запущенность. – М.: Смарт, 2010 – 563 с.


Другие похожие работы