Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особенности становления психологии как науки в России

Особенности становления психологии как науки в России

МГУ

Дипломная по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особенности становления психологии как науки в России"




Автор работы: Ольга Гуляева
Страниц: 80 шт.



Год:2007

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

Несмотря на серьезные социальные изменения, развитие пси¬хологии в 20-30-е годы не только не прекратилось, но и активно продолжалось. В это время были заложены основы советской пси¬хологии, добившейся значительных успехов в изучении процесса становления психики, получены важные материалы о развитии познавательных процессов, индивидуальных особенностях людей и особенностях их общения. Такая высокая продуктивность свя¬зана с тем, что новая психология строилась на базе тех достиже¬ний, которые были достигнуты российской наукой в начале XX в. Прежние традиции и школы в это время еще не были забыты, идеи, заложенные учеными на рубеже XIX-XX вв., продолжали жить и развиваться и в учении о поведении, и в психологии соци¬ального бытия Шпета, и в педологии и психотехнике.

Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тес¬ной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в луч¬шие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги пе¬реводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий пуб¬ликовались и в журналах, например в «Вестнике Европы» .

Серьезный удар по этой работе нанесло постановление о педо¬логии и психотехнике. Однако, несмотря на трудности, психологи¬ческие исследования не прекращались. Работы отечественных пси¬хологов принесли огромную пользу во время войны 1941-1945 гг., а с 50-х годов психология получала все большее распространение, появлялись новые исследования, расширялся круг изучаемых во¬просов.

В данной работе рассматривался этап второй половины XX века развития российской психологии, причем, как доказывают историки, этот этап можно считать с начала 30-х по 80-е годы.

В дипломе рассматривались научные школы таких выдающихся ученых, как Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других.

Основная цель работы комплексное изучение истории отечественной психолгии второй половины ХХ века.

Объект исследования развитие научных знаний в период в 30-х 80-х годах ХХ века.

Предмет исследования анализ литературных источников истории психологии второй половины ХХ века.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Предпосылки развития российской психологии 4

Глава 2. Российская психология во второй половине XX века 14

2.1. Основы комплексного исследования человека 14

2.2. Проблемы метода и объективности психологических исследований Рубинштейна 15

2.3. Научная школа Леонтьева 22

2.4. Теория организации и развития психической деятельности

Лурия 40

2.5. Учение о поэтапном формировании умственных дей¬ствий и понятий Гальперина 49

2.6. Проблемы психологии запоминания 52

2.7. Работа «Проблемы индивидуальных различий» Теплова 54

2.8. Комплексный характер исследования в психоло¬гии Ананьева 58

2.9. Научные школы В.Д. Небылицына, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. 61

Глава 3. Этапы становления социальной психологии 65

Заключение 72

Список литературы 76

Использованная литература

  1. А.А.Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева. М.: Смысл, 2003.
  2. А.А.Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе. // Вопросы психологии, 2003, №2, с.35-36.
  3. Рукопись (в архиве семьи А.Н.Леонтьева).
  4. А.А.Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе, с.36.
  5. А.Н.Леонтьев. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы. Вып.4. М.: Баласс, 2000.
  6. А.А.Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе, с.36-37.
  7. Указ.соч., с.38.
  8. А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев. Миф о разрыве: А.Н.Леонтьев и Л.С.Выготский в 1932 году. // Психологический журнал, 2003, №2, с.19.
  9. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. «Мир».М.: 2005. 576 с.
  10. Цит. по кн.: Психологический институт на Моховой. (Исторический очерк). М.: ИЧП ЕАВ, 1994, с.18.
  11. П.Я.Гальперин. К воспоминаниям об А.Н.Леонтьеве. // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983, с.241.
  12. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия. 2007. 544 с.
  13. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М.: 1940, с.317-318.
  14. Рукопись (в архиве семьи А.Н.Леонтьева).
  15. Цит. по записи А.А.Леонтьева (в архиве семьи А.Н.Леонтьева).
  16. Д.Б.Эльконин. Воспоминания о соратнике и друге. // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983, с.247.
  17. Цит. по: Психологический институт на Моховой, с. 21.
  18. 1989, №№4 и 5.
  19. Рукопись в архиве семьи А.Н.Леонтьева.
  20. См. А.А.Леонтьев. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева. // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983, с.17-18; А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев. А.Н.Леонтьев и его теория филогенеза психики. // А.Н.Леонтьев. Эволюция психики. Избранные психологические труды. М.- Воронеж: Московский психолого-социальный институт, «МОДЭК», 1999, с.16-17.
  21. См. об этом А.А.Леонтьев. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001.
  22. А.Н.Леонтьев. Философия психологии. М.: МГУ, 1994, с.247.
  23. Там же, с.274-275.
  24. В.А.Иванников. А.Н.Леонтьев глазами студента и сотрудника. // Мир психологии, 1999, №1, с.14.
  25. Рукопись (в архиве семьи А.Н.Леонтьева).
  26. Н.Ф.Талызина. «Деятельностный подход еще не реализован. Надо строить психологию действий». // Журнал практического психолога, 2003, №1-2, с.15.
  27. А.А.Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева. М.:Смысл, 2003, с.113.
  28. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  29. Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.; Проспект., 1997
  30. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития. // Советская педагогика. №9, 1988.
  31. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978
  32. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.; Наука, 1987); Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. М.; 1983.
  33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.; Тривола, 1995
  34. Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Том 15, №1, 1994.
  35. Петровский А.В., М.Г.Ярошевский. Основы теоретической психологии. - М.; Инфра-М, 1998.
  36. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. М.; 1983.
  37. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.; Политиздат, 1990
  38. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.; Знание, 1989.
  39. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.; Изд-во политической литературы, 1987.
  40. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., Тривола, 1994.
  41. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.
  42. Бехтерев В. М. Объективная психология. - М., 1991.
  43. Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. - Пг., 1923.
  44. Бершитейп Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности.-М., 1966.
  45. Блонскип П. П. Избранные педагогические и психологические произведения. -М, 1979.-Т. 2.
  46. Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М., 1997.
  47. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. - М., 1983.
  48. Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. - Пг., 1917.
  49. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М, 1982.
  50. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.
  51. Грот Н. Я. Основы экспериментальной психологии. - М., 1986.
  52. Зеньковекий В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
  53. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990.
  54. Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. -- СПб., 1912.
  55. Ланге II. II Психология. - М., 1914.
  56. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. -Т. 1,2.
  57. Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. М., 1995.
  58. Лопатин Л. М. Аксиомы философии. - М., 1996.
  59. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. -Дубна, 1995.
  60. Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В6т.-М.;Л., 1951. -Т. 3.
  61. Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. - М.. 1984.
  62. Потебня А. А. Слово и миф. - М., 1989.
  63. Психологическая наука в СССР: В 2 т. - М., 1959.
  64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989. -Т. 1,2.
  65. Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1958. - Т. 2.
  66. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М., 1975.


Другие похожие работы