Проблемы диагностики творческого мышления
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Проблемы диагностики творческого мышления "
Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Мир современного человека содержит много открытых, нестандартных, многоаспектных задач, от решения которых зависит успешность, благополучие, а порой и выживание человека. Мир динамичен, скорость его изменений быстро увеличивается. Для современного человека становится актуальной задача научиться выявлять и решать творческие задачи успешно, качественно и быстро, а также прогнозировать возможные последствия принимаемых решений, прогнозировать возникновение серьезных проблем.
Творческие способности - это предмет, который вызывает в нашем воображении целый калейдоскоп образов, заблуждений и мифов. Для большинства людей это нечто загадочное и неуловимое. Большинство из нас так никогда и не поймут, что это такое и как оно действует. Мы не даем себе стать истинно творческими личностями, пока верим в миф, что творческое мышление дается природой и ему нельзя научиться.
Кроме того, невозможно достоверно измерить творческие способности человека. Не существует надежных универсальных тестов. Кто может определить, насколько творческой является личность? Оценки разительно отличаются друг от друга. Единственное, о чем можно говорить с определенной долей уверенности, это то, что большинство людей не являются творческими личностями настолько, насколько им бы того хотелось, либо настолько, насколько они могли бы.
Мышление – это социальный процесс. Мышление отдельного человека ограничено его личным опытом. Эволюционное развитие мышления пошло именно по пути образования многочисленных социальных связей между людьми и использования опыта всего человечества, как для решения творческих задач, так и для развития самого мышления.
Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – творческое мышление в структуре важных качеств развития личности дошкольников.
Цель данного исследования - изучение проблемы диагностики развития творческого мышления дошкольников.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- дать понятие о творческом мышлении, в общем, и дошкольников в частности;
- провести диагностику развития творческого мышления используя традиционные методики;
- выявить проблемы диагностики творческого мышления дошкольников.
В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.
Гипотеза: Творчество есть проявление продуктивной активности человека; созидающая деятельность человека носит действительно творческий характер лишь в случае, если она обладает атрибутом неповторимости и по методам осуществления, и по результатам диагностирования.
Содержание работы
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мышления……………………5
1.1. Некоторые исторические сведения…………………………………….5
1.2. Дети и творчество……………………………………………………...14
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого мышления дошкольников……………………………………………………………………18
2.1. Организация исследования……………………………………………18
2.2. Результаты исследования……………………………………………..19
2.3. Выводы…………………………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………...30
Приложение………………………………………………………………..33
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Абдулова Т.Н. Психология игры: современный подход: учеб. пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2009.-208с
- Алиева Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991.
- Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1958. № 6.
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
- Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера
- // Собр. соч.: В 6-ти тт. Т. VI. М., 1984.
- Галкина Т. В., Алексеев Л. Г. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности. Методы психологической диагностики. М., 1995.
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1988.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб, 1999.
- Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. № 2.
- Кедров Б. М. О теории научного открытия // Народное
- творчество. М., 1969.
- Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
- Матюшкин А. М. Загадки одаренности: проблемы
- практической диагностики. М., 1993.
- Перкинс Д. Н. Творческая одаренность как психическое понятие // Общественные науки за рубежом. 1988. № 4.
- Полани Л. Личностные знания. М. 1986.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.
- Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.
- Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М., 1988.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред.
- К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1997.
- Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина и В. В. Шадрикова. М., 1991.
- Стернберг Р. Д. Триархическая теория интеллекта //
- Иностранная психология. 1996. № 6.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Ярошевский М. Г. Некоторые теоретические вопросы психологии // Вопросы психологии. 1958. № 6.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол.очерк. - М.: Просвещение, 1991.-93с.
- Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд.3-е,переработанное и дополненное. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2005.-176 с., илл.
- Психология одаренности детей и подростков / Под. ред. Н.С. Лейтеса. –М.: Издательский центр «Академия», 1996.-416с.
- Скоролупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. - М.: Издательство «Скрипторий, 2003»,2008. - 88с.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб.пособие / Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др.; Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – Издательский центр «Академия»,202.-256с.
- Якушева С.Д. Креативно-творческое начало искусства в курсе история мировой музыкальной культуры и общеобразовательном контексте //Основы гуманитаризации образования: Ученые записки ООИУУ, том 2.Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 7-8 апреля 1997г.). – Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997.–224с.-С.120-129.
- Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.Д.Якушева. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.-256с.
- marishunya77@mail.ru
- psylist.net/prakikam/