Особенности мышления дошкольников с разным уровнем интеллекта
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности мышления дошкольников с разным уровнем интеллекта"
Автор работы: Юлия
Страниц: 38 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
Так как мышление — высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в дошкольном и далее школьном возрасте.
Причём мышление ребёнка старшего дошкольного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Боль-шинство теоретиков в области психологии развития согласны в том, что основополагающим фактором, обеспечивающим развитие частных мыслительных способностей является интеллект.
Целью нашей работы является изучение особенностей развития мышления у детей с разным уровнем интеллекта.
Объектом исследования является мышление дошкольников.
Предметом — особенности мышления дошкольников с разным уров-нем интеллекта.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
1. показать основные подходы к изучению мышления и осо-бенностей его развития в детском возрасте;
2. раскрыть содержание интеллекта, а так же особенностей развития мышления у детей с разным уровнем интеллекта.
провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей развития некоторых сторон мышления у детей с разным уровнем развития интеллекта.
Гипотеза исследования: существуют отличительные особенности в уровне развития частных сторон мышления у дошкольников с разным уровнем интеллекта (средним, ниже среднего, выше среднего).
В процессе исследования были использованы следующие методики:
адаптация теста Векслера (WPPSI) для дошкольников;
методика «Четвёртый лишний» (логическое мышление);
методика «Сравнение понятий» (операция сравнения);
методика «Нелепицы» (образное мышление).
Методологической основой исследования выступают общепсихологические принципы организации научного исследования, такие как принцип детерминизма психических свойств, процессов и состояний, принцип формирования психики в деятельности, принцип интериоризации и др. (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Д. Ананьев), а так же частные теоретические подходы различных школ по проблеме развития мыслительных функций у детей (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В, Давыдов В.В., Дональдсон М., Пиаже Ж. и др.).
Практическая значимость исследования заключается в выявлении отличительных особенностей мышления у дошкольников с разным уровнем развития интеллекта, что может быть использовано в учебной работе с дошкольниками, направленной на развитие их мыслительных функций, в частности, при подготовке к школьному обучению.
Достоверность результатов и выводов обеспечивается использованием валидного диагностического инструментария, а так же задействованием в процессе обработки результатов методов математической статистики.
Базой исследования являлся детский сад № 37 города Иркутска. Всего в исследовании приняли участие 32 испытуемых в возрасте 6–7 лет, из них 18 человек — мальчики и 14 — девочки.
Структура работы Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и практической), Заключения и Приложения. Работа содержит 3 таблицы и 4 рисунка, список использованной литературы содержит 40 источников.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Теоретические изучения мышления у детей дошкольного возраста 6
1.1. Общее представление о мышлении как о психическом процессе 6
1.2. Характеристика понятия интеллекта 13
1.3. Особенности мышления детей дошкольного возраста 18
Глава II. Изучение мышления у детей 6–7 лет с разным уровнем интеллекта 23
2.1. База, этапы и методики диагностического исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 38
Использованная литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. — М., 1998.
- Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. — 1995. — № 1. — c. 111-131.
- Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. Практикум по возрастной и пе¬дагогической психологии. — М.: 1997.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб., 2001.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание — М.: 1986.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1988.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. — М., 1994
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1988.
- Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — с. 73–78.
- Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова — М., 1989.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: В 6 т., т. 2. — М.: Педагогика, 1982.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М. Знание, 1991.
- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. — Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.
- Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1985.
- Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теорети-ческие основы. — Саратов, 1990.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — М., 1986.
- Зеньковский В.В. Психология детства. — М., 1996.
- Карандашев Ю.Н. Психология развития: Учебное пособие. — Минск, 1997.
- Климов Е.А. Общая психология. — М., Юнити-Дана, 1999.
- Кон И.С. Открытие «Я». — М.: 1988.
- Крайг. Психология развития. — Питер, 2000.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М. Педагогика, 1981.
- Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. — 1998. — № 3. — с. 84.
- Люблинская А.А. Детская психология. — М.: 1991.
- Маклаков А.Г. Общая психология. — Питер, 2003.
- Матюшкин А.М. Психология мышления. — М., 1985.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М., 1997.
- Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М., 1981.
- Одаренные дети. Пер. с англ./ общ. ред. Г.Д. Бурменской и В.М. Слуцкого — М., Прогресс, 1991.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М.: 1998.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб., 2001.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1996.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — Л.: ЛГУ, 1990.
- Тихомиров О.К. Психология мышления. — М., 1984.
- Фелъдштейн Д. И. Психология взросления. — М., 1999.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: изд-во том. ун-та, — М.: Барс, 1997.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип диффе-ренциации. — М., 1997.
- Шибутани Т. Социальная психология. Перевод с английского В.Б. Ольшанского. — Ростов на Дону: «Феникс», 1999.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.