Личностно-ориентированные пед. технологии как условие создания устойчивой мотивации учащихся. по учащимся училища
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Личностно-ориентированные пед. технологии как условие создания устойчивой мотивации учащихся. по учащимся училища "
Автор работы: Склепович Илона
Страниц: 57 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация переживает в настоящее вре¬мя сложнейший период своей истории, характеризую¬щийся серьезными кризисными явлениями во всех сферах и слоях общества. Не является исключением и профессиональное образование, где негативные тенденции за последнее время приобрели системный характер. От¬сутствие перспектив придают особую важность работам по изучению профессионального становления специалиста.
Значение профессиональной направленности вос¬питательного процесса очень велики в условиях сего¬дняшней действительности, когда каждый сам хозяин своей судьбы и его собственные личностные качества определяют уровень жизни. В этих обстоятельствах нужно воспитывать личность, обладающую не только конкурентоспособным трудовым ресурсом, но и пер-спективным трудовым потенциалом, Отношение к выбранной профессии, умение увидеть ее со стороны и себя в ней, устойчивая учебная мотивация играют большую роль в становлении сту¬дента как профессионала.
В настоящее время уделяется большое внимание личностно-ориентированным технологиям обучения. Современное образование меняет свою направленность. Его доминантной ценностью признается ребенок как развивающийся человек и личность, а не отчужденные от личностного контекста социокультурные образцы, которыми требовалось овладеть. Педагогическая деятельность в значительной мере изменила пространство своих функций и приоритетов, происходит очевидная трансформация ее целей, предметной сферы и технологий. В рамках педагогики исследования личностной направленности современного образования ведутся в нескольких направлениях. Методологические регулятивы построения теории и практики личностно-ориентированного педагогического процесса раскрываются в трудах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской. Формированию структурообразующих компонентов ка-честв личности в учебном процессе посвящены работы Л.В. Жаровой, А.И. Кочетова, Н.В. Кузьминой. Международный опыт создания инновационных моделей и технологий личностно-развивающего обучения, их сравнительно-педагогический анализ представлен в работах М.В. Кларина, Б.А. Лапшова, И.Н. Маринковой, Д.Ю. Шакировой. Подходы к разработке научно-обоснованной критериальной базы для отслеживания динамики развития личности на разных возрастных этапах рассмотрены в исследованиях С.Л. Братченко, В.И. Данильчука, Н.В. Кленовой, В.П. Лебе-девой.
В современном образовательном про¬цессе на первый план выходит не про¬сто обучение студентов предметным зна¬ниям, умениям, навыкам, а лич-ность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребно-стей и мотивов, лежащих в основе деятель¬ности, определяет направление и содер¬жание активности личности, в частнос¬ти вовлеченность/отчужденность, актив¬ность/пассивность, удовлетворенность/ неудовлетворенность происхо-дящим.
При этом вовлеченность в деятель¬ность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходя¬щего, являются основой для дальнейше¬го самосовершенствования и самореа¬лизации человека. Переживание отчуж¬денности, пассивности и неудовлетво¬ренности приводит к избеганию дея¬тельности и порой к деструктивным фор¬мам поведения. Перечисленные характе¬ристики актуальны для любой деятель¬ности, в том числе и учебной.
Проблемой мотивации в отечественной психологии занимались: Леон-тьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Вартанова И.И., Ильин Е.П., Магура М.И., А.Г. Ковалев, О.К. Тихомиров, Каверин С.Б., Орел В.Е., Гремлин С., Бойко В.В. и другие.
В зарубежной психологии: И. Харди, Фрейд З., Макдугал У., Аткинсон Д., Роттер Ю, Келли Г., П.Торнтон, А.Пайнс, Маслоу А. и другие.
Однако, на глубину изучения данного вопроса в литературе мало представлено результатов использования личностно-ориентированных педагогических технологий в создании устойчивой мотивации учащихся, что и определило выбор темы курсовой работы. В современном образовательном про¬цессе на первый план выходит не про¬сто обучение студентов предметным зна¬ниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятель¬ности, определяет направление и содер¬жание активности личности, в частнос¬ти вовлечен-ность/отчужденность, актив¬ность/пассивность, удовлетворенность/ неудовле-творенность происходящим.
При этом вовлеченность в деятель¬ность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходя¬щего, являются основой для дальнейше¬го самосовершенствования и самореа¬лизации человека. Переживание отчуж¬денности, пассивности и неудовлетво¬ренности приводит к избеганию дея¬тельности и порой к деструктивным фор¬мам поведения. Перечисленные характе¬ристики актуальны для любой деятель¬ности, в том числе и учебной.
Проблемой мотивации в отечественной психологии занимались: Леон-тьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Вартанова И.И., Ильин Е.П., Магура М.И., А.Г. Ковалев, О.К. Тихомиров, Каверин С.Б., Орел В.Е., Гремлин С., Бойко В.В. и другие. В зарубежной психологии: И. Харди, Фрейд З., Макдугал У., Аткинсон Д., Роттер Ю, Келли Г., П.Торнтон, А.Пайнс, Маслоу А. и другие.
Цель исследования: изучение влияния личностно-ориентированных педагогических технологий на создание устойчивой мотивации учащихся.
Объект исследования: мотивация учащихся училищ.
Предмет исследования: роль личностно-ориентированных педагогиче-ских технологий в создании устойчивой мотивации учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности мотивации учащихся.
3. Представить сущность личностно-ориентированных педагогических технологий.
4. Изучить реализацию личностно-ориентированных педагогических тех-нологий в колледже.
5. Провести диагностику мотивации учащихся и проанализировать ре-зультаты.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование личностно-ориентированных педагогических технологий влияет на развитие устойчивой мотивации учащихся.
База исследования: Шадринский медицинский колледж. В исследова-нии приняли участие 50 учащихся - студенты первого и третьего курсов
Методы исследования:
- теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; констати-рующий эксперимент;
- методы анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов.
Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три взаимосвязанных этапа в течение августа –ноября 2009г. На первом этапе осуществлялось изучение и анализ состояния исследования проблемы в науке и практике; анализ педагогического опыта, определение цели, задач. Второй этап включал организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, была проведена диагностика и изучение реализации личностно-ориентированных педагогических технологий в учебном процессе. Третий этап был посвящен обобщению и интерпретации полученных результатов теоретического и опытно-экспериментального исследования; подготовке курсовой работы.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения личностно-ориентированных педагогических технологий как условия создания устойчивой мотивации учащихся
1.1. Мотивация. Особенности мотивации учащихся……………………. 7
1.2.Сущность личностно-ориентированных педагогических технологий 18
Выводы по 1 главе………………………………………………………… 26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния личностно-ориентированных педагогических технологий на создание устойчивой мотивации учащихся
2.1. Организация и методы исследования……………………………….. 27
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………. 31
Выводы по 2 главе………………………………………………………….. 44
Заключение………………………………………………………………….. 47
Литература………………………………………………………………….. 49
Приложение…………………………………………………………………. 52
Использованная литература
- Антипова В.М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов в условиях учеб¬но-научного комплекса вуза // Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1981.
- Абрахам Г. Маслоу «Мотивация и личность» перевод с англ. Татлыбаевой А.М. СПб.: Евразия, 1999г. – 478с.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткина А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля// Психологический журнал.–1984.–№3.– С.3-9.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1996. № 4.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1999.
- Вартанова И.И. «К проблеме диагностики мотивации» // Вестник Мос-ковского университета сер. 14. психология. 1998 №2 с.80-87
- Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов// СОЦИС, 2003, №2.- С.135-138.
- Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестник. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 33-41.
- Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации// Во-просы психологии, №1, 2005.- С.73-78.
- Дубовицкая Г.Л. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вести. Оренбургского ун-та. 2004. № 2. - С. 75-79.
- Дубовицкая Т.Д.. Психологическая диагнос¬тика и контекстном обуче-нии. М.; РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.- 295с.
- Каверин С.Б. Мотивация труда.- М: Изд-во: «Институт психологии РАН» 1998г - 224с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
- Крайг Г. Психология развития- СПб.: «Речь»,2000.-382с.
- Маркова А.К.. Матис Т.А., Орлов А.Б. Фор¬мирование мотивации уче-ния. М.: Просве¬щение, 1990.- 384с.
- Михайлов Г. «Мотивация как функция управления» // Прикладная психология и психоанализ, №1, 2002.- С.15-29
- Мануйлов В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint XP // информатика и образование. 2004. № 12. 2005. № 1 – 5.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров: Под. ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2001.
- Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмолов-ская // Нар. образование. 1996. № 6.
- Педагогика и психология высшей школы / Под редакцией Самыгина С.И. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544с.
- Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высшее образо¬вание в России. 1998. № 4.- С.28.
- Разумовский В. Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образования // Педагогика 1998. № 6.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: ООО «Речь», 2003.- 350с
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека.- М.: «Логос» , 1996г . - 320с.
- Шалашова Е.О. Психологические основы мотивации персонала: Учеб-ное пособие / под редакцией И.М. Марковской. Челябинск . Издательство ЮУрГУ 2003г - 33с.
- Фроленкова О.Н. Воспитание интеллектуальных мотивов учения у сту-дентов.- Магнитогорск, 2002.- 93с.
- Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. // Директор школы, 1996. № 9
- Якиманская И. С. Личностно – ориентированный урок. / Директор школы, 1998. - № 2.
- Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. - № 3.