Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Профессиональное мышление педагога и пути его развития

Профессиональное мышление педагога и пути его развития

СГА

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Профессиональное мышление педагога и пути его развития"




Автор работы: Оксана
Страниц: 44 шт.



Год:2010

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Полное обновление сферы образования и, прежде всего, коренное изменение системы и характера профессиональной подготовки учителя выступают как цель и средство социально-экономического и духовного прогресса нашего общества. Лишь высококвалифицированные специалисты, обладающие потенциальными возможностями созидать в новых условиях жизни, отличающиеся нетрадиционным стилем научно-педагогического мышления, умеющие грамотно решать профессиональные задачи, способны преобразить педагогическую реальность и достичь действенных результатов.

Высокий профессиональный уровень таких специалистов в значительной мере обусловлен развитием профессионального мышления и может явиться результатом целенаправленной организации системы формирования мышления будущих учителей на научной основе, осуществляемой в течение всех лет обучения в педагогическом вузе.

Актуальность темы исследования. Изменения, происходящие во всех сферах общества, порождают образовательную ситуацию, в которой личность учителя, его профессиональное развитие приобретают особое значение. Активные процессы гуманизации образования и «педагогизации» современной социальной действительности востребуют инициативного творческого педагога, способного к самостоятельному ценностно-смысловому самоопределению в преобразующейся реальности, к организации образовательного процесса, способствующего жизненному самоосуществлению учащихся.

Современная образовательная ситуация выдвигает новые требования к учителю: общество заинтересовано в учителе, отчетливо видящем смысл и цель своей деятельности и умеющем различать, выделять проблемы как в окружающей действительности, так и в педагогической реальности, самостоятельно разрешать их, осмысливать полученные результаты в их соотнесенности с наиболее значимыми социокультурными эффектами образовательной деятельности. Однако в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации учителя при всех прогрессивных изменениях в ней все еще не изжит информационный подход, установка на освоение конкретных знаний, умений и навыков.

Вместе с тем важнейшей тенденцией развития современного образования становится его ориентация на «предугадывание будущего» (Э.Тоффлер), на реализацию идей опережающего образования, на творческую самореализацию личности ученика. Обозначились контуры новой образовательной парадигмы, именуемой по-разному: «исследовательская», «проблемно-центристская», «рефлексивная» и т.п. Суть ее состоит в смещении основного акцента с усвоения объема информации на развитие самостоятельного, критичного и саморефлексивного мышления, на формирование навыков работы с любой информацией и с разнородными проблемами. Все это актуализирует проблему развития профессионального педагогического мышления учителя.

Профессиональное мышление учителя как педагогический феномен и научная категория анализируется разными специалистами: философами, социологами, медиками, психологами и педагогами (О.С.Анисимов, ААБаталов, Л.П.Буева, Е.В.Бондаревская, КХВ.Бромлей, С.Г.Вершловский, В.Д.Вилъкеев, В.С.Готг, ВЛ.Зинченко, Д.Н.Завалишина, В.И.Загвязинский, М.М.Кашапов, Ю.Н.Козырев, Ю.К.Корнилов, В.В.Краевский, Н.Л.Крицкая, Ю.Н.Кулюткин, АК.Маркова, ЛА.Микешина, ААОрлов, Е.К.Осипова, В.И.Слободчиков, Г.С.Сухобская и др.). Таким образом, специфика и сущность педагогического мышления рассматривается в широком философском, социальном и педагогическом контексте, отражающем диапазон реальных проблем, решаемых и осмысливаемых учителем.

Вместе с тем в целом ряде психолого-педагогических исследований (А.П.Акимова, О.С.Анисимов, АА.Вербицкий, В.Д.Вилькеев, Ю.В.Громыко, В.И.Железовская, В.И.Загвязинский, Г.АЗасобина, И.И.Казимирская, Н.В.Кузьмина, ВАКан-Калик, В.В.Никитаев, АН.Новиков, Е.К.Осипова, А.И.Позднякова, А.И.Щербаков и др.) отмечается недостаточное внимание к проблеме формирования профессионального мышления и его операционализа-ции в практике на всех этапах непрерывного образования. Хотя в опыте высшей педагогической школы уже обозначились пути формирования (развития) профессионального педагогического мышления студентов, в частности функциональный, проблемный и моделирующий (Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков, О.ААбдуллина, В.И.Андреев, ВА.Гаевская, Е.К.Осипова, М.АМатюшкин, Л.Ф.Спирин, И.Ю.Алексашина, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, ЯАПономарев и др.), однако до сих пор остается проблемой фрагментарность учебного процесса в вузе, рассогласованность отдельных компонентов профессионального образования учителя (З.И.Васильева, Л.Г.Вяткин, О.Б.Кагдачникова, ИА.Колесникова, ГА.Кузнецов, В.А.Сластенин, А.Ф.Эсаулов и др.).

В системе повышения квалификации также накоплен богатый опыт осуществления и осмысления проблемы в различных контекстах: с позиций социокультурного, гуманитарно-аксиологического, личностно-ориентированного подходов к организации образовательного процесса (В.Г.Воронцова, Т.Г.Браже, С.Г.Вершловский, А.Е.Марон, Ю.Н.Кулюткин, НАПереломова, О.Л.Подлиняев, Е.А.Соколовская, Р.Е.Тимофеева, Е.П.Тонконогая, Н.М.Чегодаев и др.), в русле концепций практической реализации познавательно-поисковой деятельности учителя, его исследовательской и методической культуры (И.Ю.Алексашина, ММЗаборщикова, Н.К.Зотова, Н.П.Гришина, Н.Д.Иванов, Т.Е.Ковина, Р.М.Шерайзина и др.), под углом зрения моделирования вариативного содержания образования и интеграции знаний (В.Н.Максимова, Е АМаралова, Т.В.Мухлаева, В.Н.Никитенко, С.С.Орлов, В.И.Юдин и др.) и т.д. В то же время в системе повышения квалификации задачи развития педагогического мышления учителя специально не выделяются ни как важнейший компонент содержания повышения квалификации, который может интегрировать получаемое педагогом образование, ни как значимый эффект повышения квалификации.

Содержание работы

Введение 3

1 Теоретические подходы к изучению профессионального мышления педагога

7

1.1 Общее представление о профессиональном мышлении педагога 7

1.2 Основные составляющие профессионального мышления педагога 10

2 Исследование профессионального мышления педагога т пути его развития

14

2.1 Исследование профессиональных особенностей мышления педагога 14

2.2 Способы развития профессионального мышления 18

Заключение 23

Глоссарий 25

Список использованных источников 28

Приложения 30

Использованная литература

  1. 1 Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 304 с. - ISBN 5-691-00259-7
  2. 2 Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя [Текст]: В 2 кн. Кн. 2 Психологический практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. - M.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 160 с. – ISBN 5-692-00441-7
  3. 3 Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]. Учебник для вузов. —М.: Издательская корпора¬ция «Логос», 2007. — 384 с. - ISBN 5-88439-097-1
  4. 4 Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания [Текст]: учебное пособие / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. - 332 с. - ISBN 5-94628-043-0
  5. 5 Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. за¬ведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 608 с. - ISBN 5-691-00094-2
  6. 6 Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007. — 512 с. - ISBN 5-09-007343-0
  7. 7 Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 448 с. - ISBN 5-7695-0899-Х
  8. 8 Педагогическая психология [Текст]: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 400 с. - ISBN 5-305-00083-1
  9. 9 Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 256 с. - ISBN 5-93134-097-1
  10. 10 Практическая психология образования [Текст]: Учебное пособие / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2006. — 592 с. - ISBN 5-94723-870-5
  11. 11 Рогов, Е. И. Учитель как объект психологического исследования [Текст]: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 496 с. - ISBN 5-691-00076-4
  12. 12 Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.— 176 с. - ISBN 5-305-00086-6
  13. 13 Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология [Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 224 с. - ISBN 5-93134-175-7


Другие похожие работы