Оценка интеллектуальных особенностей старших дошкольнико
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Оценка интеллектуальных особенностей старших дошкольнико"
Автор работы: Юлия
Страниц: 43 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Старший дошкольный возраст является значимым этапом становления мышления ребенка, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических структур и формированием на этой основе нужных функциональных органов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, что создает благоприятные условия для формирования у ребенка различных свойств мышления[25].
Исследования отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца доказывают, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящие значение для дальнейшей учебной деятельности ребёнка. При недооценке важности этой проблемы, по мнению К.В.Бардина, можно получить негативные результаты. "Не заложите этих основ - и вам придётся столкнуться с немалыми трудностями". Таким образом, важно сформировать у ребёнка готовность к учебной деятельности ещё в дошкольном возрасте[1].
Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т. д. Интеллектуальное развитие - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности интеллектуального развития старших дошкольников 6
1.1. Теоретические аспекты исследования интеллектуального развития человека 6
1.2. Особенности развития мышления в дошкольном возрасте 13
1.3. Методики оценки интеллектуальных способностей детей 5-6 лет 20
Выводы по 1 главе: 24
Глава 2. Практическое исследование интеллектуальной сферы старших дошкольников 25
2.1. Организация эксперимента 25
2.2. Результаты исследования 26
2.3. Обсуждение результатов 32
Выводы по главе 2: 34
Заключение 35
Библиография 36
Приложение
Использованная литература
- Библиография
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения, М., 1987.
- Богомолов В. Тестирование детей. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С.91.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 2003 - 224 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. - М., 1956
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 2002-253с.
- Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005 - 135 с.
- Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М., 1997.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 144с.
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000
- Дункер К. Психология продуктивного мышления // Психология мышления. - М., 2005
- Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию./ Худ. Ю. В. Богатова. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2003. – 56 с.: ил.
- Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления дошкольников, отстающих в развитии. - М., 2002- 215с.
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. - М. Наука, 2005-114с.
- Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. – М.: «Прогресс», 1983
- Клочко E.B. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда, 2007- 123с
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988
- Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – 992 с
- Лосский Н.О. О детском мышлении // Вопросы психологии. -2006 - № 5. - С.135.
- Люблинская А. А. Детская психология/ Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. Киев, 2001
- Мальц Л.А. Формирование критичности мышления дошкольников в обучении: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 21 с.
- Милорадова Н. Г. Мышление в дискуссиях и решении задач: Учебное пособие. - М.: Изд-во АСВ, 2000
- Милорадова Н. Г. Психология и педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999
- Немов Р.С. Психология: Учебн. для ст-тов высш. пед. учебн. заведений. В 3 кн. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.,1999
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка – М., 1997
- Поддъяков Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. Новый взгляд на дошкольное детство М.: Педагогика, 2010
- Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений /Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина, Т.Г.Стефаненко и др. ; Под ред. Т.Д.Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 528 с
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М., 1989.