Эгоцентризм и рефлексия
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Эгоцентризм и рефлексия"
Автор работы: Юлия
Страниц: 20 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Эгоцентри́зм (от лат. ego «я», centrum «центр круга») — это неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин введён в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8-10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.
В психологии существует такое понятие, как "рефлексия. Оно означает способность адекватно оценивать себя глазами других. В психологии, а также в обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Считается, что философы, писатели и политики вырабатывают у себя большую способность к рефлексии. Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой». Так вот, у эгоцентрика снижена способность к рефлексии. Поэтому тот, кто считает себя центром вселенной и только свои желания - существенными, в принципе не умеет прогнозировать реакции окружающих на свои действия и лишается главного способа самозащиты: "кто предупрежден - тот вооружен".
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1.Понятие эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов 4
2. Рефлексия и эгоцентризм 12
Заключение 19
Список литературы 21
Использованная литература
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. – 685 с.
- Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – Москва-Белгород, 1995.- 105 с.
- 3.Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики //Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5.- 96 с.
- 4.Мириманова М.А. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем // Развитие личности. – 2001. – № 1. – 74 с.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ. – 663 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
- Психология и педагогика.- М.: РИУ – РГТК «Тантал», 2000.- 104 с.
- 8.Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. – М.-Воронеж, 2000.- 102 с.
- 9.Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – 52 с.
- 10.Степанов С.Ю., Маслов С.Н., Яблокова Е.А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. – М., 1993. – 256 с.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
- Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог").