Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей младших школьников
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психолого-педагогическая диагностика характерологических особенностей младших школьников "
Автор работы: Юлия
Страниц: 34 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема формирования личности является важным аспектом ее изучения. Ни одна законченная теория личности невозможна без описания механизмов, движущих сил и условий развития личности. Поэтому вопросы формирования характера, как составной части личности, являются актуальными на протяжении всей истории изучения человека.
На важность детства в формировании характера указывают все современные исследователи личности. Однако вопрос о механизмах, лежащих в основе данного процесса до сих пор остается открытым. В психоаналитической традиции формирование характера связывают с особенностями реализации инстинктов. В бихевиоризме особую роль в формировании характера отводят механизмам подкрепления, а также процессам подражания и имитации. В когнитивной психологии формирование характера объясняется отчасти процессами созревания мозговых структур, а отчасти воспитанием.
В отечественной психологии методологической основой для изучения процесса формирования характера становится теория деятельности. В рамках данной теории считается, что формирование характера обусловлено социальной ситуацией развития и ведущей деятельностью, которые являются уникальными для каждого возрастного периода. В младшем школьном возрасте социальная ситуация развития связана с поступлением ребенка в школу и приобретением им новой социально значимой роли – роли ученика. Ведущей деятельностью становится учебная деятельность. Именно в рамках этой деятельности формируются основные характерологические черты личности младшего школьника.
Цель работы: выявление характерологических особенностей младших школьников.
Задачи:
1. Анализ теоретических представлений о младшем школьном возрасте, характере и особенности его формирования в данном возрасте
2. Подбор методик исследования
3. Выявление особенностей экстра-интроверсии и нейротизма младших школьников
4. Определение особенностей личности младших школьников
Объект исследования: личность младших школьников.
Предмет исследования: характерологические особенности личности.
В исследовании принимали участие 17 младших школьников – учащиеся III класса. Из них 9 девочек и 8 мальчиков.
Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики: опросник EPI Г.Ю. Айзенка, психогеометрический тест.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Характерологические особенности младших школьников 5
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста 5
1.2. Характер и особенности его формирования в младшем школьном возрасте 10
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей младших школьников 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Результаты исследования 21
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение ……………………………………………………………………….36
Использованная литература
- Акрушенко А. В., Ларина О. А., Катарьян Т. В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.- М.: ЭКСМО, 2008.- 128с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.
- Би Х. Развитие ребенка. -9-е изд.-СПб.: Питер, 2004.- 768 с.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /Под ред. Клочко В.Е. – М.: Владос, 2006.- 264с.
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. — М.: Академика, 2001.- 624с.
- Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. - 3-е изд, перераб. и доп.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 251с.
- Козача В.В., Гарбер Е.И. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) – Самара, 2002.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Под ред. Т.В. Прохоренко. – СПб.: Питер, 2008. – 944 с. – (Серия «Мастера психологии»)
- Крутецкий В. А. Развитие личности в младшем школьном возрасте // http://www.detskiysad.ru/ped/shkolnik08.html
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд.– М.: СФЕРА, 2009. – 464 с.
- Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб.: Питер, 2009.-320с.
- Маклаков А. Г. Общая психология — СПб.: Питер, 2007.- 583с.
- Митрошина О. А. Психогеометрия в школе: новые возможности знакомого метода// http://festival.1september.ru/articles/212047/
- Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: Сфера, 2002.– 128с.
- Психология развития. Хрестоматия. / Под ред. А.К.Болотовой, О.Н.Молчановой.- М.: ЧеРо, 2005.-524с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001.– 224с.
- Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
- Хвостов А.А., Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов - 6-е изд.- М.: Академия, 2008.- 624с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 3-е изд. – М.: Академия, 2009.- 144с
- Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с