Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психологическая готовность ребенка к школьному обучению."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 57 шт.
Год:2002
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей.
(Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасел, 1970, и др.)
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
Мы живем в XXI веке и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
С решением этой проблемы связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
В разное время психологи занимались проблемой готовности к школе, разработано множество методик, программ (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И. и др.) диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости.
Но на практике психологу трудно выбрать из этого множества ту, которая (полностью) поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.
Актуальность этой проблемы определила тему нашей работы «Психологическая помощь ребенку в период подготовки к школьному обучению».
Цель работы: разработать программу психологической помощи ребенку в период подготовки к школе.
Задача работы:
1. Проанализировать психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования. Определить содержание понятия «школьная зрелость».
2. Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе.
3. Разработать программу занятий, направленную на оказание психологической помощи детям, не подготовленным к школьному обучению.
Содержание работы
Введение. 3
I. Глава
§ 1 Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной зрелости.. 5
§ 2. Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению..27
§ 3. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению35
Вывод.41
II. Глава
§ 1. Программы занятий.43
§ 2. Заключение..53
Библиография.54
Использованная литература
- Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 48 с.
- Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 180с.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 189 с.
- Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 93с.
- Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 189 с.
- Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 189 с.
- Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 289 с.
- Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 289 с.
- Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 235 с.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 1987 235 с.
- Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 189 с.
- Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 16с.
- Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 с. 250-257
- Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.
- Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991 - 145 с.
- Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
- Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977 - 278 с.
- Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
- Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 488 с.
- Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 315 с.
- Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 189 с.
- Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 261 с.
- «Особенности психологического развития детей 6 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 189 с.
- Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978 291 с.
- Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 291 с.
- «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 225 с.
- «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 кн. 1, 205 с.
- Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 кн. 1, 214 с.
- «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31 65).
- Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993 215 с.
- Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 с 51 63.
- «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999 178 с.
- «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 253 с.
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 94 с.
- Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 301 с.