Формирование личности в коллективе.
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Формирование личности в коллективе."
Автор работы: Юлия
Страниц: 34 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преиму¬щественно индивидуалистических, концепций в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического вос¬питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределеной нивелировки воспитанников коллектива, по¬кушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллектив¬ного и индивидуального в воспитании очевидна.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связа¬ны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллек¬тива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем дело¬вых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отно¬шение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой ак¬тивности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в кол¬лективной общественнополезной деятельности, тем выше его ста¬тус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на кол¬лектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее вли¬яние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива взаимообусловленные про¬цессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопреде¬ляет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Цель данной работы рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи работы:
- изучить психолого педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
- показать процесс воспитания личности в коллективе;
- определить социометрический статус подростков в группе
Глава 1. Формирование личности в коллективе
1.1. Роль детского коллектива в развитии личности
Детский коллек¬тив основная база накопления детьми позитивного социаль¬ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных ус¬ловиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение спе¬цильно планируется и направляется педагогами-профессиона¬лами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (круж¬ки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те пра¬вила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассив¬но должен приспосабливаться к сложившимся или складываю¬щимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает воз¬можности накопления опыта коллективного поведения в позици¬ях подчинения, активного противопоставления и руководства. В ко¬нечном итоге это должно привести к формированию таких соци¬ально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, ини¬циативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Формирование личности в коллективе 5
1.1. Роль детского коллектива в развитии личности 5
1.2. Включенность личности в коллектив 8
1.3. Особенности межличностных отношений в коллективе сверстников 13
Глава 2. Эмпирическое исследование социометрического статуса подростков 29
2.1. Методы, задачи и организация исследования 29
2.2. Описание и анализ результатов исследования 30
Заключение 31
Список литературы 33
Использованная литература
- Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичесокой диагностике / Л.Ф. Бурлачук. - Киев, 1989. 400 с.
- Дольто, Ф. На стороне подростка / Ф. Дольто. - СПб.: Питер, 1997. 200 с.
- Коломинский, Я.Л. Человек среди людей / Я.Л. Коломинский. - М., 1987. 180 с.
- Кон, И.С. Какими они себя видят / И.С. Кон. - М.: Академия, 2001. 200 с.
- Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Академия, 2001. 100 с.
- Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон. - М.: Академия, 2002.
- 120 с.
- Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.: Академия, 2002. 200 с.
- Кондратьев, М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков / М.Ю. Кондратьев // Вопросы психологии. 1998.- №2. - С. 69-78.
- Кошелева, Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений Ю.П. Кошелева// Вопросы психологии. 1998. -№2.- С. 106-116.
- Кузнецов, А. «Я одинока сама с собой» / А. Кузнецов // Воспитание школьников. 1997. №2. С. 28-32.
- Культурология в вопросах и ответах. М.: Издательство «Академия», 2000. - 300 с.
- Лабиринты одиночества. М.: Аспект-Пресс, 1989. 100 с.
- Лебедев, В.И. Общение с богом или / В.И. Лебедев. - М., 1986. 250 с.
- Леви, В.Л. Я и мы / В.Л. Леви. - М.: Аспект-Пресс, 1998. 160 с.
- Леви, В.Л. Искусство быть другим/ В.Л. Леви. - М.: Аспект-Пресс, 1998. 160 с.
- Личность, коллектив и проблемы воспитания. Саратов, 2001. 100 с.
- Майерс, Дэвид. Социальная психология / Д. Майерс. - М., 2000. - 600 с.
- Маринина, Е., Воронов Ю. Подросток в «стае» / Е. Маринина. // Воспитание школьников. -1994. -№6. - С. 41-44.
- Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В. Мудрик. - М.: 2004. 300 с.
- Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. М., 2001. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. М.: Академия, 2006. - 380 с.
- Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1996. -№1. - С. 20-33.
- Прихожан, А., Толстых Н. Что характерно для современного подростка / А. Прихожан // Воспитание школьников. -1991. -№5.- С. 8-12.
- Психологическая диагностика детей и подростков. М.: Аспект-Пресс 1995. - 200 с.
- Психология развивающейся личности. М.: Наука, 1987. 300 с.
- Рутман, Э. Никто меня не понимает. // Семья и школа. 1996. №9. - С. 16-
- 19.
- Симеонова, Л. Человек рядом. М., 1989.
- Старшенбаум, Г.В. Любовь против одиночества / Г.В. Старшенбаум. М.: Академия, 1991. 200 с.
- Тарасов, С.В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников / С.в. Тарасов. // Вопросы психологии. 1998. №4. - С. 14-21.
- Фельдштейн, Д.И. Психология воспитания подростка / Д.И. Фельдштейн. М., 1999. 400 с.
- Философская энциклопедия. М.: Наука, 2000. 600 с.
- Хараш, А. Наедине с собой: краткое введение в психогигиену одиночества / А. Харш. // Урания. 1994. №4. С. 12-19.
- Хорицкая, Ю.Г., Шевченко, С.Н. У одиночества характер крут / Ю.Г. Хорицкая. - М.: Аспект-Пресс, 1990. - 300 с.
- Человек один не может (о проблеме одиночества: сборник). М., 1989.
- Швал, Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы / Ю.Л. Швал. - Киев, 1991. 200 с.
- Шибутани, Тамотсу. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999.
- Шильштейн, Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. 2000. №6. С. 69-78.
- Фридман, Л.И. Психологический справочник учителя / Л.И. Фридман. - М.: Просвещение, 1991. - 161с.
- Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Академия, 2002. 350 с.
- Якобсон, П.М. Чувства, их развитие и воспитание. / П.М. Якобсон. - М.: Академия, 2002. 350 с.
- Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. 1999.