Психология общения
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психология общения"
Автор работы: Кирилл
Страниц: 38 шт.
Год:2004
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Мне кажется, что в данное время проблема общения становится все более и более актуальной. Сейчас очень редко можно встретить людей, отношения между которыми будут доверительными, бескорыстными. Все больше и больше общение сводится к делу. Человек старается заработать деньги, забывая о простой дружбе. Также существует другой аспект этой проблемы: знакомясь с человеком, мы все же стремимся понять его, его мотивы, цели. А для этого надо быть грамотным и осведомленным в этой проблеме. Именно с целью осведомления людей стремящихся к общению было написано множество работ, освещающих этот важный аспект нашей жизни. Перечислю некоторых из ученых, которые занимались проблемой общения: Б. Г. Ананьев, В. С. Агеев, Г. М. Андреева, А. В. Брушлинский, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Б. Добрович, Ю. М. Жуков, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, Л. А. Петровская и др.). Это еще далеко не полный список всех тех людей, которые занимались разработкой этой проблемы. Так как объектом исследования является человек, с его огромными и пока неизвестными возможностями, то это дает огромную почву для исследования.
Для человека в его повседневной жизни каждый другой человек, прежде всего это личность. Но что такое личность? Это то внутреннее состояние человека, которое проявляется в общении с другими, через других. Во взаимоотношениях с другими людьми человек обнаруживает все свои свойства и качества доброту или злость, старательность или недобросовестность, грубость или мягкость, принципиальность или беспринципность и т. д. Только вступая в общение с другими людьми, он становится личностью.
Положение о том, что человек стал человеком еще и потому, что интенсивно общался с себе подобными, не подлежит сомнению. Достаточно многочисленны примеры того, как маленькие дети, которые по трагическому стечению обстоятельств вынуждены были расти и «воспитываться» в обществе животных, теряли при этом способность к последующему развитию полноценной речи и к нормальному общению с людьми. Более того, в силу каких-то биологических сдвигов в организме они, даже оказавшись среди людей, не могли адаптироваться и к дальнейшей жизни в человеческом сообществе. Следовательно, систематическое общение с людьми с первых дней рождения обязательное условие полноценного развития личности. Оно способствует установлению соматического и психического равновесия, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости.
В процессе общения люди обмениваются результатами познания различных объектов, знаниями, опытом, научной, житейской, учебной информацией. Взаимодействуя, они достигают договоренности о совместном труде и отдыхе; устанавливают единство целей, настроений, взглядов; достигают общности мыслей, переживаний, установок по отношению к различным событиям, другим людям, самим себе. При общении передаются манеры, обычаи, стиль поведения, проявляются сплоченность и солидарность, отличающие групповую и коллективную деятельность. Наконец, общение существенный фактор сложного процесса социальной детерминации человека, стимулятор развития ичности.
Таким образом, общением называется сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание человеком другого человека.
Содержание работы
План
Введение. 2
Глава 1. Понятие и виды общения 5
1.1 понятие общения. 5
1.2 Виды общения. 6
Глава 2. Функции общения. 10
2.1 Вербальное общение. 11
2.2 Невербальное общение. 14
2.3 Интерактивное общение. 22
2.4 Перцептивное общение. 24
Глава 3. Формирование общения в онтогенезе. 26
Заключение. 35
Список литературы 37
Использованная литература
- :
- Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
- Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком//Вопросы психологии, №3, 1985, с. 135-140.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М. 1980.
- Андреева Г. М. Психология социального познания.: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. М., 1997.
- Андреева Р. П. Энциклопедия моды. СПб., 1997.
- Асмолов А. Г. Психология личности. Учебник. М., 1990.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Бодалев А. А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга//Психология межличностного познания, 1981.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983.
- Бодалев А. А. Психология общения. М.,1996.
- Вальсинер Я., Миккин Х. Невербальная коммуникация в диадах//Учен. зап. Тартуского ун-та., 1984. вып. 335 (труды по психологии), кн. 3, с. 110-126.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
- Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 1988.
- Викулов А. В. Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация: Автореф. к. психол. н. Л., 1986.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. М., 1982.
- Гамезо М. В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем//Психологические проблемы переработки знаковой информации, М., 1977, с. 5-48.
- Гамезо М. В., Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности. Автореф. докт. Психол. н. М., 1977.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Движения человеческого глаза, М., 1978.
- Джемс У. Психология/Под ред. Л. А. Петровской. М., 1991.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
- Изард К. Е. Эмоции человека. М.: 1980.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Коломенский Я. Л. Человек среди людей. М.,1973.
- Коломенский Я. Л. Психология общения. М., 1974.
- Кон И.С. Социологическая психология. М., 1999.
- Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение, -- М.,1979.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М., 1984.
- Мироненко В.В. Психология выразительных движений и вопросы диагностики психических состояний. М.,1973.
- Немов Р.С. «Общие основы психологии», т.1. М., 1994
- Ночевник М.Н. «Человеческое общение», М., Политиздат, 1988.
- Петрова Е.А. Знаки общения., М., 2001.
- Станкин М. И. Психология общения., М.-Воронеж, 2000.
- Сухов А. Н. Социальная психология., М., 2002.
- Хайдеметс М. Пространственный фактор в межличностных отношениях/ Человек, среда, пространство. Тарту, 1979, с. 120-135.
- Шкопоров Н. Б., Белопольский В.И. О функциях взора человека в межличностном взаимодействии// Вопросы психологии познания и общения. Краснодар, 1985, с. 185-191.