Особенности развития личности ребенка в сообществе семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Особенности развития личности ребенка в сообществе семьи и дошкольного образовательного учреждения."
Автор работы: Ольга
Страниц: 51 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию.
Цель работы: изучить особенности развития личности ребенка в сообществе семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования: дошкольники
Предмет исследования: деятельность родителей и дошкольного учреждения по воспитанию детей.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2) рассмотреть особенности взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по воспитанию детей
3) изучить формы работы дошкольного учреждения с родителями
4) провести анкетирование родителей
Гипотеза исследования: при правильной организации работы с родителями в ДОУ можно способствовать развитию личности ребенка дошкольника.
Методы исследования:
1) анализ литературы по проблеме исследования
2) опрос
3) анкетирование
4) наблюдение
Теоретической базой исследования являются исследованиям современных ученых (Н.М. Метенова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Н. Селиванова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева), считающим, что еще одним фактором, влияющим на эффективность взаимодействия детского сада и семьи, является уровень педагогической культуры родителей.
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития личности ребенка в сообществе семьи и дошкольного образовательного учреждения в психолого-педагогической литературе
1.1. Психолого-педагогические основы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в работе по воспитанию детей
Рассматривая образовательную среду учреждения, В.А. Ясвин определил ее как совокупность внешних условий, влияющих на развитие личности, и возможностей, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Одним из компонентов образовательной среды ДОУ является взаимодействие участников педагогического процесса. Учитывая специфику дошкольного детства, необходимо помнить, что уровень развития и образования ребенка во многом зависит не только от личностных и профессиональных качеств педагога, но и от педагогической компетенности родителей. Поэтому одним из важнейших факторов в вопросах воспитания и обучения дошкольников является взаимодействие между педагогами и родителями.
На протяжении многих лет система отечественного образования стояла на позициях приоритетности общественного воспитания над семейным. Именно поэтому вопросами образования и развития детей, посещающих детские сады, занимались дошкольные образовательные учреждения. И основной задачей воспитателей в работе с родителями было лишь их педагогическое просвещение. После принятия новой Концепции дошкольного воспитания возникла необходимость создания условий для взаимодействия с ними на основе сотрудничества.
В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».
Проблема заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Однако на данное взаимодействие влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.
Для выявления родительских представлений и ожиданий от посещения их ребенком дошкольного учреждения целесообразно провести анкетирование. Опрос семей воспитанников позволит педагогическому коллективу не только увидеть представления родителей о функциях педагогического коллектива, но и выявить их образовательные запросы и притязания, проблемы и затруднения в вопросах семейного воспитания. Для проведения опроса родителей можно воспользоваться анкетой, предложенной
в пособии Козловой А.В (Приложение 1).
На первом этапе знакомства родители не всегда расположены к откровенности, поэтому допускается анонимность при ответе. Анкету можно повторять на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду, так как более длительное знакомство и доверие могут изменить картину.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы развития личности ребенка в сообществе семьи и дошкольного образовательного учреждения в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Психолого-педагогические основы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в работе по воспитанию детей 6
1. 2. Изучение семьи важное звено в работе с родителями 11
1.3. Работа дошкольного учреждения с неблагополучными семьями 16
Глава 2. Эмпирическая часть 20
2.1. Анализ сотрудничества родителей и сотрудников ДОУ в воспитании детей 20
2.2. Формы работы дошкольного учреждения с родителями 24
2.3. Современные подходы к организации взаимодействия семьи дошкольного образовательного учреждения 35
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение
Использованная литература
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 2006. 214 с.
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание, 2005. - N 6. - С. 66 - 70.
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание, 2004. - N 9. - С. 52 - 58.
- Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия, 2006. 320 с.
- Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. - М, 2004. 178 с.
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание, 2003.- N 1. - С. 82 - 92.
- Блонский П.П. Педология. М, 2004. 129 с.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 2004. 233 с.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 2005. 277 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. М, 2006. 439 с.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. С0Пб, 2006. 301 с.
- Выготский Л.С. Основы педологии. М, 2004. 176 с.
- Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание, 2006. - N 9. - С. 23 - 31.
- Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2005. - N 1. - С. 41 - 49.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание, 2004. - N 1. - С. 60 - 68.
- Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание, 2005. - N 3. - С. 87 - 91.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2006. - С. 25 - 26.
- Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
- Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. - 1992. - № 5/6. -С.45-49.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО ИнтелТех, Правление о-ва Знание России, 1994.
- Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова. Тамбов.: 1995.
- Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
- Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2006. - 160 с.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2006. 434 с.
- Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2006. 117 с..
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 232 с.
- Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание, 2005.- N 8. - С. 57 - 59.