Преодоление стресса у водителй(женщин) в процессе дорожо-транспортного движения
Реферат по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Преодоление стресса у водителй(женщин) в процессе дорожо-транспортного движения"
Автор работы: Ольга Максимова
Страниц: 20 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.1. Общее представление о стрессе
С позиции современной физиологической науки комплекс реакций человека на жизнеопасную ситуацию является набором психологических, физиологических и поведенческих реакций любого живого существа на стрессорное (повреждающее, угрожающее повреждением) воздействие. Комплекс этих реакций в науке, да теперь уже и в быту, называется стресс или стрессорные реакции.
В психологической литературе понятие стресса определяется как общая инстинктивная или врожденная реакция организма, биологический смысл которой - защита от неблагоприятных изменений в окружающей среде.
Когда человек или животное неожиданно сталкивается с обстоятельствами, угрожающими жизни, им, чтобы спастись, необходимо моментально мобилизовать физические ресурсы всего организма. Под воздействием специальных веществ, вырабатываемых мозгом и называемых гормонами, происходит почти мгновенное перераспределение запасов крови. Кровеносные сосуды рук и ног расширяются, печень выбрасывает дополнительную резервную порцию крови (в нормальных условиях не участвующую в общем кровообороте организма), а сосуды области желудка и кишечника резко сужаются, выталкивая кровь к голове, рукам и ногам. Первый момент человек воспринимает это как «уход сердца в пятки», почти буквально выражая его физиологическую сущность (отток крови к ногам). Дыхательная система пытается приспособиться к новым условиям кровообращения, дыхание становится неритмичным, задерживаясь непроизвольно то на выдохе, то на вдохе, то убыстряя, то замедляя свой темп. То же самое происходит и с сердцебиением. Возникает сухость во рту и в горле, потливость, дрожь. Затем появляется ощущение напряженности во всем теле и стремление либо совершать резкие движения (бежать, прятаться и т.п.), либо не двигаться вообще. Часто поддаваясь такому состоянию (его называют состоянием аффекта), человек делает совсем не то, что следовало бы сделать в данный момент. У некоторых людей в этом состоянии наблюдается повышенная активность: бесцельное, беспорядочное метание, множество нецелесообразных движений - «двигательная буря». Другой тип реакции на жизнеопасную ситуацию - пассивный. Ситуация оценивается в этот момент как безвыходная гибель неизбежна. Инстинктивно человек старается в этом случае защитить самые уязвимые части тела голову, грудную клетку и живот. Ноги становятся ватными или подкашиваются. Человек застывает на месте, принимает «эмбриональную позу», весь сжимается, стараясь уменьшиться, садится на корточки, закрыв голову руками «ступор». Кроме того, в ситуации крайней опасности у многих происходит непроизвольная эвакуация внутренних сред кишечника и мочевого пузыря, чтобы освободить организм от шлаков и таким образом снизить последствия возможного проникающего ранения.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
1.1. Общее представление о стрессе 4
1.2. Особенности переживания стресса водителями-женщинами в ситуациях ДТП 11
Заключение 18
Список литературы 21
Введение
Актуальность исследования. В последнее десятилетие отмечается рост различных антропогенных чрезвычайных ситуаций. Как на практике, так и в научных исследованиях, большое внимание уделяется психическим и поведенческим расстройствам, развивающимся в более отдаленном периоде психотравмы, таким, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и расстройство адаптации. Вместе с тем, изучению периода острой реакции на стресс (ОРС), нейрохимическим особенностям реагирования в первые часы после чрезвычайных ситуаций уделяется необоснованно мало внимания.
По данным МВД Российской Федерации количество женщин за рулем с каждым годом увеличивается. За последние десять лет выдано 5245409 водительских удостоверений, из них женщинам водителям 1206580 (23% от общего числа удостоверений).
В Москве за период с 01 января 1998 по 31 декабря 2006 года зарегистрировано 86287 случаев, в том числе с участием женщин водителей 9232 случаев.
В отечественной и в зарубежной научной литературе активно обсуждается вопрос зависимости характера реагирования на чрезвычайную ситуацию от индивидуально-типологических, возрастных и гендерных особенностей (Кондратьева М.С., Frederic C.J., 1995; Green A.N., 1995,). Однако изучаемые исследования не уделяют внимания изменениям нейрохимических показателей в остром периоде психотравмы, не учитывают такой фактор как угрозу собственной безопасности.
Использованная литература
- Шпорт С.В. Особенности течения острой реакции на стресс у женщин-водителей-участников дорожно-транспортных происшествий // Психическое здоровье и безопасность в обществе/Научные материалы первого национального конгресса по социальной психиатрии. М. - 2004. С.141-142.
- Шпорт С.В. Гендерные различия в реагировании на стрессовые ситуации // Психиатрия чрезвычайных ситуаций/материалы международной конференции М. - 2006. С.85-87.
- Шпорт С.В. Гендрные особенности острой реакции на стресс // Российский психиатрический журнал. М. - 2007 - № 2. С. 41-47.