Опыт социальной работы в Великобритании и Германии.
Реферат по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Опыт социальной работы в Великобритании и Германии."
Автор работы: Юлия
Страниц: 22 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности [4].
Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:
1. страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;
2. страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;
3. страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;
4. страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.
К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон. В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат.
Однако во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.
Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.
Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.
Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет 10 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни [1].
1. Риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.
2. Риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации.
3. Риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.
4. Риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.
5. Риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие.
6. Риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.
7. Риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категория населения.
8. Риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.
9. Семейные пособия: пособия на детей-иждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому и пр.
10. Другие виды социальной помощи: дополнительное обслуживание бедняков, расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних, пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий и пр.
Серьезные демографические изменения, произошедшие за последние десятилетия, заставили многие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам.
Прежде всего, проблемы возникли в отношении пенсионного обслуживания, поскольку резко возросло число пенсионеров по старости. Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы. Это заставило правительства многих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода на пенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей. Программы преждевременного выхода на пенсию стали разрабатываться в середине 80-х гг. и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества. В разных странах были приняты два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать; 2) ранняя пенсия без права работать. В наибольшей степени программы были реализованы в Германии, в меньшей в Великобритании.
В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если желающие накопили достаточно средств. Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации. Все это оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984, который через пять лет был заменен другим.
В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга [1].
Страхование от несчастного случая ставит перед собой следующие задачи:
предотвращение несчастных случаев на производстве;
выплату компенсаций пострадавшему, его родственникам или близким в случае гибели кормильца;
восстановление работоспособности пострадавшего и содействие его возвращению к трудовой деятельности.
Последовательность мер по страхованию выглядит следующим образом: предупреждение несчастных случаев - максимально возможная реабилитация с целью восстановления исходного состояния - выплата компенсации.
Содержание работы
Оглавление
Введение 3
1. Возникновение социальной защиты населения в Великобритании и Германии 6
2.Социальная защита населения 8
2.1.Возникновение социальной защиты населения в Великобритании и Германии 8
2.2. Социальное страхование населения в Великобритании и Германии 10
2.3. Мостовая семья как форма устройства детей в Великобритании 17
Выводы 21
Список литературы 23
Введение
Возникновение социальной работы как специфической социальной деятельности было обусловлено обострением социальных коллизий в XIXв. в связи с бурным развитием капитализма в западных странах индустриализацией и урбанизацией и как следствием резким ростом безработицы, преступности, алкоголизма и т.п.
В конце ХIХ в. социальные реформаторы и лидеры благотворительных организаций пришли к выводу, что для эффективного решения этих проблем нужны не просто филантропы, а специально подготовленные кадры для оказания социальной помощи слабо защищенным, нуждающимся в ней слоях населения.
Объективные трудности трансформации общества, становление демократического правового государства, социально ориентированной рыночной экономики, усложненные просчетами в реформировании страны, привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности, пополнила ряды малообеспеченных, слабозащищенных, уязвимых социальных групп. Эти группы пожилые, пенсионеры, инвалиды, безработные, мигранты и др. наряду с активной материальноэкономической поддержкой нуждаются в социально психологической помощи. Сложность, противоречивость, в определенной мере нестабильность, непредсказуемость социально-экономической и политической ситуации в стране, проблемы социальной и личной безопасности в обществе, в том числе, и среди более обеспеченных слоев населения также вызывает потребность в социально-психологической поддержке.
В 90-е гг. ХIХ в. в Англии была организована лекционная и практическая работа, связанная с деятельностью общества благотворительности в Лондоне. В Германии в то же время открываются подобные курсы (в рамках женского движения). В США (в Нью-Йорке) основаны краткосрочные летние курсы, на основе которых организована профессиональная подготовка социальных работников. В 1899г. группа социальных реформаторов из Голландии (Амстердам) основала институт подготовки социальных работников. В программе института предусматривался полный 2х годичный курс очного теоретического обучения и практической подготовки для всех, кто посвятил себя социальной работе. В 1910г. в Европе и Америке существовало 14 школ социальной работы. В 1920г. открыта первая в Латинской Америке школа социальной работы в Чили, благодаря активной деятельности выдающегося пионера социальной работы Рэнэ Санда [2].
Потребность в активизации социальной работы возрастает в период кризисов. Так, в США в 1929-1933 гг.15 миллионов человек потеряли работу, нищета и страдания достигли пика. Поэтому правительство Франклина Рузвельта приняло «Новый курс», который сыграл огромную роль в стабилизации экономики и социальной помощи бедным. Впервые к безработице подошли как к социальной проблеме, было создано специальное государственное агентство «Временное управление по чрезвычайной помощи», которое пригласило хорошо обученных социальных работников из частных служб. Франклин Рузвельт считал, что государственная помощь безработным это не подачка и не благотворительность, а социальная справедливость, которая основывается на праве каждого гражданина рассчитывать на минимальный уровень жизни в цивилизованном обществе.
Эти идеи нашли развитие в современной социальной работе: государство в цивилизованном обществе осуществляет разветвленную и планомерную организованную систему социальной защиты, а ее проводниками выступают социальные работники, которые оказывают социальные услуги клиентам.
Таким образом, социальная работа включает 2 основных элемента социальная защита и социальные услуги.
Объекты социальной работы индивид, группа, семья, но так как успех в социальной помощи им зависит от социального окружения местных властей, района, действующих здесь социальных институтов и учреждений, то все они тоже являются объектом социальной работы.
Уже изначально в процессе становления и институциализации социальной работы быо ясно, что органическая составляющая ее психологическая деятельность социальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом и группой [2].
Целью работы является рассмотрение социальных программ, разработанных в Великобритании и Германии.
Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:
1. изучим историю становления социальной работы в Великобритании и Германии;
2. рассмотрим программы по социальной защите населения: социальное страхование в Великобритании и Германии;
3. рассмотрим мостовую семью как форму устройства детей в Великобритании.
Использованная литература
- Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 85с.
- Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. 86с.
- Основы социальной работы: Учебник / Ответственный редактор П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 1999
- Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ. М: ИКЦ ДИС, 1997.