Социология Культура как система ценностей и норм
Контрольная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Социология Культура как система ценностей и норм "
Автор работы: Елена
Страниц: 19 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Культура как социальное явление, функции культуры
Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении («возделанное») культура противостоит «натуре» - природному, «дикому» и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.
Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач.
Культура - это совокупность всего того, что делает человека человеком. При этом «все» включает в себя как чисто природные объекты, так и предметы, созданные людьми, и духовные явления. Известный отечественный исследователь культуры В.В. Сильвестров выразил эту мысль так: «Культура общепризнанно выражает то, что определяет человеческую историю как человеческую, - ту тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом процессе»[6, С.3].
В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества.
В социологической литературе выделяются основные функции, выполняемые социальной системой:
- познавательная. Данная функция проявляется в том, что культура выступает как способ, метод ценностного освоения действительности. Освоение действительности воплощается в практической деятельности людей (в производстве, быту, политической, научной, учебной деятельности). Отсюда логически вытекает другая функция культуры – практически-преобразовательная;
- практически-преобразовательная. Призвана организовать, определить содержание и направленность практической деятельности людей;
- регулятивная, нормативная. Культура посредством социальных норм, ценностей, традиций, знаний создает устойчивые социальные условия жизни людей, упорядочивает опыт и регулирует поведение людей в обществе и той или иной социальной группе. Поэтому большинство исследователей случайное, спорадическое не относят к культуре;
- коммуникативная. Основой ее является язык, общение. Они помогают индивидам, группам, обществам понять друг друга. Проблемы понимания получили глубокую разработку в социально-экономических работах представителей герменевтики (от греч. – истолкование, разъяснение). В социологии эти взгляды были развиты и конкретизированы в «понимающей социологии»;
- функция социализации человека. Социализация является важнейшим средством его становления как члена общества, субъекта деятельности, общественных отношений. Культура воспитывает ответственность, внутреннее, нравственное ограничение, в процессе социализации формируется индивидуальность, неповторимость личности;
гедонистическая. Культура выступает средством развлечения, удовлетворением эстетических и моральных потребностей.[7, С.138]
Содержание работы
1. Культура как социальное явление, функции культуры…………………
2. Культура – объект социологического познания…………………………
3. Основные элементы культуры……………………………………………
4. Формы культуры. Субкультура и контр культура………………………
5. Распространение культуры в обществе. Социокультурные суперсистемы………………………………………………………………..
Список литературы………………………………….………..……………...
Использованная литература
- Джери Д. Большой толковый социологический словарь Collins: Русско-английский, англо-русский. Основные термины и понятия по социологии. В 2 т. / Д. Джери: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.: Вече, 2006. – 526 с.
- Добреньков В.И. Социология: В 3 т. Т. 1. Методология и история / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
- Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исследований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2009. - 505 с.
- Мухамеджанова, Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. - Оренбург , 2007. – 146 с.
- Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Норма–ИНФРА-М, 2008. – 672 с.
- Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. - М.,1990. – 58 с.
- Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В.Осипов и др. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 187 с.
- Социология: Хрестоматия для студентов всех специальностей / Сост. О.И. Шестак, О.Н. Кошевая. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. – 234 с.
- Социология: Учебное пособие / Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2007. - 2-е изд. перераб. и доп. – 338 с.
- Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск.: Книжный дом, 2007. – 1312 с.
- Сорокин Π.Α. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994. — 560 с.