Основные направления оптимизации мотивации послевузовской военно-профессиональной деятельности курсантов - выпускников на современном этапе развития ВС Р
Дипломная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Основные направления оптимизации мотивации послевузовской военно-профессиональной деятельности курсантов - выпускников на современном этапе развития ВС Р"
Автор работы: Елена
Страниц: 90 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
РАЗДЕЛ 1: Мотивация курсантов - выпускников ВВУЗов МО РФ
на дальнейшее прохождение военной службы как
объект социологического изучения.
Современное развитие армии настоятельно требует изучения реального состояния социальных процессов и явлений, характерных для военной организации ВС РФ. Без этого невозможно эффективное воспитание и подготовка офицерских кадров.
К наиболее важным социальным показателям, основанным на анализе социальных явлений и процессов, протекающих в курсантских подразделениях и во многом определяющим эффективность учебного процесса в ВВУЗе, относится мотивация дальнейшей военно-профессиональной деятельности курсантов - выпускников. Именно через этот социальный феномен сложно переплетаются социальные интересы личности военнослужащего, реализуется основное социальное предназначение офицера и военно-профессиональной организации общества в целом.
Развитие социальной обстановки в современной России подвержено изменениям, которые входят в противоречие с потребностями подготовки будущих офицеров, что в свою очередь проявляется в трансформации ценностных ориентаций курсантов, в снижении уровня социального порядка в курсантских подразделениях. В таких условиях подготовка будущих офицеров не может сохранять свое высокое качество без своевременного принятия необходимых мер как со стороны государственных органов, так и органов военного управления ВВУЗа МО РФ.
Это выдвигает на первый план задачу глубокого теоретического и практического изучения мотивации профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов, направленную на дальнейшее прохождение ими военной службы.
Энциклопедические источники определяют мотивацию как:
1. Побуждение к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с дру¬гой — это самопобуждение.
2. Мотивация как функция управления — это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффек¬тивно действуют участники производственного процесса.
В рамках дипломного проекта мотивация военно-профессиональной деятельности курсантов - выпускников может рассматриваться в двух аспектах:
• как функция управления, когда мотивация представляет собой процесс побуждения к деятельности, что можно соотнести с понятием «стимулирование»;
• как сила, побуждающая к действию, когда понятие «мотивация» сходна с значительно более широким понятием «мотив», к которому относятся все компоненты внутреннего побуждения к деятельности: потребности, интересы, ценности, инстинкты, влечения, эмоции, идеалы.
Практика управления мотивацией членов организации складыва¬лась в эпоху зарождения крупного машинного производства, когда в задачу руководителя входило объяснение работнику того, что и как он должен делать, когда завершать работу, после чего осуществлялся контроль за выполнением задания. Другими словами, данная система была рассчитана на слепое подчинение работников указаниям руко¬водителей. Реализация таких управленческих задач исключала необ¬ходимость во внедрении сложной системы мотивации работников. Стимулы, применяемые для управления поведением работников, были предельно простыми — если работник не выполнял заданий руководителя, его увольняли.
Приблизительно с середины 1950-х гг. экономическая ситуация в ряде стран изменилась, в частности повсеместно наблюдалось зато¬варивание рынка продуктами производства. Это вызвало резкие из¬менения в отношении членов организаций к выполняемой работе: дисциплина труда падала, работники стали более требовательны к управляющим в организациях. В связи с этим возникла необходи¬мость пересмотра принципов мотивации трудовой активности, что привело к появлению новых подходов к проблеме стимулирования работников, основанных прежде всего на теории подкрепления и теории ожидания.
В конце 1960-х гг. результативность деятельности организаций вновь начала падать, поскольку изменившимся установкам работников не отвечали стили управления производительностью, выработанные еще в 1930—1940-х гг.
В настоящее время мотивация деятельности и стиль управления быстро меняют¬ся, что требует новых комбинированных подходов к проблеме мотива¬ции работников в организации, основанных на последних достижениях в области поведенческих наук и наук об управлении и сочетающих экономические и социально-психологические способы воздействия на поведение работников.1
Описывая генезис формирования феномена мотивации трудовой деятельности, следует заметить, что теоретической предпосылкой концепции мотивации деятельности является труд шотландского экономиста А.Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776)2, где он анализирует процесс разделения труда на производстве. Смит полагает, что разделение труда и мотивация деятельности позволяет коренным образом реорганизовать производство, значительно повысить его эффективность и профессионализм работников, и именно это положение следует использовать в организации мотивации учебной деятельности курсантов, направленной на побуждение дальнейшей офицерской службы.
А. Смит считал создание системы мотивации труда универсальным средством повышения функциональности организации. Но при этом, выделял изменение социальных отношений в коллективе: увеличение роли управляющих, возникновение неформальных социальных групп в структуре организации, противовес ценностных ориентаций собственников и работников, проявление феномена отчуждения и девиаций работников.
В 1850 г. английский исследователь проблем управления Дж. Милл предпринял попытку изучить функции менеджеров по организации производства, научно обосновал значение специализации, начал исследовать трудовые движения с целью рационализации действий в рамках мотивации труда.1 В частности, он разрабатывал «принцип единоначалия, формы и интервалы управленческого контроля за деятельностью работников, возможности стимулирования повышения производительности через заработную плату»2.
Основоположником теории мотивации труда можно считать американского инженера и ученого Ф.У.Тейлора3. Лозунгами его научного направления стали: «координация - интеграция - контроль».
Последователи тейлоризма обращали особое внимание на проблемы работников, решение которых заключалось в максимальном облегчении производственных операций, в упорядочивании системы вознаграждения путем внедрения сдельной оплаты труда и в обеспечении его безопасности. Именно, эти положения могли бы использоваться в курсантском коллективе.
Большой вклад в формирование категории мотивации внес французский исследователь организаций А.Файоль. Он предложил понятие «организационной структуры» управления, определил ее основные типы в зависимости от целей, конфигурации и степени централизации. По мнению Файоля, «в основе мотивации деятельности любой системы лежит принцип иерархии, который не только закрепляет отношения в организации, но и обеспечивает их предельную прозрачность» .
Применимо к рассмотрению мотивации профессиональной деятельности курсантов - это означает, что права и ответственность должны распределяться сверху вниз – от высшего управляющего к низшему, а затем к исполнителю.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ 1: Мотивация курсантов - выпускников ВВУЗов МО РФ 12
на дальнейшее прохождение военной службы как 12
объект социологического изучения. 12
РАЗДЕЛ 3. Основные направления оптимизации мотивации послевузовской военно-профессиональной деятельности курсантов - выпускников на современном этапе развития ВС РФ. 54
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение 73
Использованная литература
- Аверин A.M. Социальное управление: Опыт философского анализа.
- - М., 1984.
- Акбердин Р.З. Совершенствование структуры, функций и экономи¬ческих взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных фор¬мах хозяйствования: Учебное пособие.- М., 1993.
- Берг А.И. Организация и управление. Вопросы теории и практики.- М., 1968.
- Большой англо-русский словарь / Под ред. Гальперина И.Р. - М.: Знание, 1987.
- Большой толковый социологический словарь / Пер. с анг. - М.: Вече, ACT, 1999.
- Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990
- Ведерников В.Н. Военная социология: вопросы теории, методологии, истории и практики. - М., ГАВС, 1994.
- Врум В. Американский менеджмент на пороге XXI века. - М.: Экономика, 1998.
- Грейсон Дж. Американский менеджмент. – М.,1991.
- Драгомиров М.И. Вопросы воспитания и обучения войск. – СПб., 1912.
- Друкер П. Эффективный управляющий. - М., 1994.
- Дудченко B.C. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие. - М., 1996.
- Князев В.Н. Психологические основы ситуационного подхода к управлению пер¬соналом. - М., 1998.
- Кравченко А.И. История зарубежной социологии. – М.: МГУ, 1998.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. - М., 1997.
- Кривенко A.M. Военная организация государства: сущность, содержание, тенденции развития. - М.:ВУ, 1999.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 2003.
- Макгрегор Д. Уроки организации бизнеса. Человеческий фактор и производство. - СПб, 1999.
- Маликов В.Г. Стиль социально–управленческой деятельности командира и основные пути его совершенствования. – М.: ВУ, 1997.
- Мюррей Г. Исследование личности. – Ленинград, 1983.
- Осипенко Э.Б. Социальная стабильность экипажа корабля ВМФ РФ и ее оптимизация в современных условиях. – М, ВУ, 2005.
- Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.
- Пилипонский А.Г., Примаков В.Л. Социализация личности и её особенности в условиях воинской службы. - М., 1998.
- Подмарков В.Г. Социальный проблемы организации труда. - М., 1969.
- Портер Л. Основы маркетинга персонала.- М.: Прогресс, 2001.
- Романов К.Е. Оптимизация управления социальными процессами в военно -
- социальных общностях на базе современных информационным технологий. - М., 1997.
- Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. – Л., 1973.
- Скок А.С. Технологические основы военно-социологического исследования. - М., 1996.
- Скок А.С. Социальные технологии в системе управления военной организацией. - М., 1997.
- Современное управление: Энциклопедический справочник: В 2 т. - М., 1997.
- Современный словарь иностранных слов / Под ред. Комаровой Л.Н. -М.: Рус.яз, 1999.
- Социальное управление: Словарь.//Под ред. Добренъкова В.И., Слепенкова И.М. - М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Социологический словарь. – Минск, 2002.
- Социологический энциклопедический словарь.- М., 1998.
- Тейлор Ф.У. Управление фабрикой. – М.: Центр, 1997.
- Удальцова М.В. Социология управления.- Новосибирск, 1998.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. – М.: 1992.
- Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.: Наука, 1996.
- Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен. – М., 1984.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Прогресс, 2007.
- Шепель В.М. Управленческая антропология. - М., 2000.
- Шипунов В.Г. Основы управленческой деятельности. - М., 1996.
- Энциклопедический словарь./ Под ред. Волкова Ю.Г., - М.: Гардарика, 1999.
- Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН. 1995.
- Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программа, методы. - М., 1987.