Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Социология --> Ответы на вопросы к экзамену - Социология

Ответы на вопросы к экзамену - Социология

ИНЖЭКОН(Санкт-Петербург)

Шпаргалка по предмету:
"Социология"



Название работы:
"Ответы на вопросы к экзамену - Социология"




Автор работы: Александр
Страниц: 127 шт.



Год:2007

Цена всего:700 рублей

Цена:1700 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1. Становление и основные этапы развития социологии как науки.

Социология - молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления.

Социология - слово, состоящее из латинского "социо" и греческого "логос", то есть наука или учение об обществе. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии свой предмет исследований.

Термин "социология" ввел в научный оборот Огюст Конт в работе "Курс позитивной философии" в 1842 г. Это было время крупных открытий в области естественных наук, что повлияло на мировоззрение ученых. О. Конт придерживался принципа "порядок и прогресс", который он понимал по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию - как источник знаний об обществе, которая необходима, прежде всего, для оптимизации отношений между людьми.

О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. В связи с этим всю социологию он разделил на социальную статику и социальную динамику. О. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Большого научного следа в социологии О. Конт не оставил, но чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.

Становление социологии как науки об обществе ведется с середины прошлого века и связывается с именами Карла Маркса, Макса Вебера и французского ученого Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.

В настоящее время социология - одна из самых быстроразвивающихся наук. Ее методы, инструментарий берут на вооружение другие науки об обществе - экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть примерно ту же роль, которую выполняет математика в естественных науках, так как социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.

Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т. п.

Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений. Это обстоятельство крайне важно подчеркнуть еще и потому, что есть экономическая, политическая, идеологическая специфика развития общества и соответствующие отношения в обществе.

В последнем издании Вебстеровского словаря социология определяется так: "Изучение истории развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей определенных социальных групп, общностей".

Что такое социальная общность? Это группа людей, которые объединены благодаря исторически сложившимся устойчивым связям. Не всяким, а именно устойчивым. К ним можно отнести такие социальные группы, как семья, нация, государство, классы, профессиональные и возрастные группы, трудовые и учебные коллективы. Закономерности их формирования, функционирования, отношения между отдельными людьми и есть предмет изучения социологии.

2. Объект и предмет социологии.

Социология как наука может быть рассмотрена с позиций объекта социологии и предмета социологии. Объектом социологии являются:

 общество как целостная социальная реальность;

 социальные организации;

 социальные институты;

 социальные взаимодействия;

 социальные явления;

 социальные процессы;

 социальные отношения;

 социальные общности;

 социальные субъекты.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как "совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни" (Г.В. Осипов).

Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.

Социология - это только обобщенное знание, описывающее конкретную социальную реальность. Последняя определяет социальное и социологическое знание, с помощью которого в свою очередь исследуется реальная социальная действительность. Социальное знание консервативно, как любое прошлое знание. Социальная действительность всегда подвижна, постоянно изменяется и тем всегда отличается от социального знания. Исследование ее позволяет, с одной стороны, привести наше знание в соответствие с изменившейся действительностью, чтобы успешно решать свои задачи. С другой оно пополняет копилку социального знания, тем самым развивая социологию.

Но задачи как частные, так и общие постоянно меняются, изменяется и тот аспект социальной действительности, который в данный момент интересует человека или общество. Соответственно меняется и аспект социального знания. Это хорошо видно на смене научных приоритетов в социологии и в целом в социальном познании.

Меняется и предмет социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и процессы, или социальные отношения. Каждое определение предмета социологии правомерно, поскольку отвечает интересам и потребностям общества в исследовании данной специфической области социальной действительности.

Но имеется и нечто общее в социальном бытии и обобщенном понятии социологии, что собственно и делает ее специальной дисциплиной и наукой. Следует понять это общее, дать ему определение и тем самым актуализировать. Можно назвать это предметом социологии, но нельзя его смешивать с пониманием предмета социологии в его частном выражении, нашедшим отражение в специальных направлениях социологических исследований.

Таким общим для социологии выступает знание наиболее общих законов развития и функционирования, или движения и изменения, социальной действительности: от самых общих до законов среднего и частного уровня. Социология должна исследовать эти законы в чистом виде. Таким образом, предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.

Содержание работы

1. Становление и основные этапы развития социологии как науки.

2. Объект и предмет социологии.

3. Структура и функции социологии.

4. Место социологии в структуре современного научного знания.

5. Основные этапы развития социологической мысли.

6. Классические социологические теории.

7. Основные направления развития социологии в XIX начале XX вв.

8. Современные социологические теории.

9. Развитие социологии в России.

10. Понятие личности. Социологические концепции личности.

11. Социальная структура личности.

12. Понятие, формы и институты социализации личности.

13. Причины и социальная сущность девиантного поведения.

14. Модернизация: понятие и основные виды. Специфика модернизации в России.

15. Социокультурное взаимодействие: сущность, структура, формы, субъекты и виды.

16. Социальная деятельность: понятие и виды.

17. Понятие, классификация социальных групп и общностей.

18. Социальные организации и движения.

19. Социальные институты: структура и основные функции.

20. Критерии общественного прогресса.

21. Понятие общества. Типы и структура общества.

22. Социальная система: понятие, сущность и структура.

23. Социальная структура общества: типы и основные элементы.

24. Социальное неравенство: сущность и виды.

25. Социально-классовая структура общества.

26. Социальная структура российского общества.

27. Социальная мобильность.

28. Социальная сущность структура и функции семьи.

29. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.

30. Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза.

31. Программа и методы эмпирических социологических исследований.

32. Программа социологического исследования: состав и методология ее разработки.

33. Социологическое исследование: цели, этапы и виды социологического исследования.

34. Виды прикладных социологических исследований.

35. Социологические законы, их сущность и классификация.

36. Методология системного подхода к анализу социальных объектов.

37. Личность как объект и субъект общественных отношений

38. Социальный конфликт и способы его разрешения.

39. Понятие и сущность глобальных проблем современности.

40. Методы сбора и анализ результатов социологического исследования.

41. Социальная стратификация и социальная мобильность. Основные концепции.

42. Социальные статусы и роли личности.

43. Политическая система как социальный институт.

44. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

45. Социальный контроль: формы и виды.

46. Гражданское общество и государство.

47. Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

48. Культура как система ценностей.

49. Малая социальная группа: сущность и типология.

50. Религия как социальный институт.

51. Социальный эксперимент: виды и методология проведения.

52. Социализация личности.

53. Методология анализа малых социальных групп (бихеовиоризм, социометрия и др.).

54. Образование как социальный институт.

55. Социальные процессы: сущность, методология анализа.

56. Социальная структура современного российского общества.

57. Место России в мировом сообществе.

58. Математические методы первичного анализа социальной информации.

59. Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества.

60. Полевой этап социологического исследования. Виды социологических шкал.

Использованная литература

  1. Учебники по социологии.


Другие похожие работы