Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Социология --> Социология как наука

Социология как наука

Интститут Управления и права

Реферат по предмету:
"Социология"



Название работы:
"Социология как наука"




Автор работы: Юлия
Страниц: 19 шт.



Год:2008

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Многие исследователи верят, что до либерализации политического режима в 1956 г. советская социология была изолирована от западной научной традиции и даже сама социология была запрещена как "буржуазная наука" . В основе такого мнения лежит предубеждение, что социологическая наука может существовать только в демократическом обществе, где гарантированы права человека. Не имея возможности обсуждать здесь данный вопрос, мы будем исходить из факта существования в России различных версий социологии, в том числе социологии тоталитарной. Она включает марксистскую теоретическую доктрину общественного развития - исторический материализм, а также грандиозную, хотя и вполне эффективную, систему социального контроля. Возникновение в 60-е годы массовых опросов населения и соответствующей научной специализации было результатом закономерной диверсификации исторического материализма и теории научного коммунизма в изменившихся условиях.

Чтобы представить тематический репертуар конкретной социологии, перечислим "родимые пятна" капитализма, которые предписывалось изучать и преодолевать: "недобросовестная работа отдельных рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, нежелание некоторых членов общества трудиться в сфере материального производства", религиозные предрассудки, спекуляция дефицитными товарами, разбазаривание государственных фондов, существенные различия между умственным и физическим трудом, бюрократизм, индивидуализм (у интеллигенции), приспособленчество, подхалимство, карьеризм, рутинерство, безыдейность, национализм, космополитизм и другие извращения.

Самым шокирующим было заявление Немчинова, что при социализме "социологи и экономисты превращаются в своеобразных "социальных инженеров". Таким образом, мы можем предположить, что новая социологическая парадигма формировалась в 50-е гг. посредством интервенции идеи оптмального планирования и математического анализа социальных процессов в традиционную структуру марксизма. Свой доклад на заседании Президиума Академии наук СССР 23 декабря 1955 г. Немчинов построил на различении "общих законов развития общества" и "индивидуальных элементов общества". В последнем случае объектом социологического исследования становятся не спекулятивные "сущности", а массовые процессы . Как это обычно бывает в марксистском сообществе, самое главное остается неартикулированным. Конечно же, речь шла о разделе сфер влияния в общественных науках: пусть идеологи занимаются "общими закономерностями", а ученые занимаются массовыми процессами. Немчинов много лет руководил Отделением экономических, философских и правовых наук Академии, и философы, вероятно, надоели ему хуже горькой редьки.

На укрепление позиций социологии существенно повлияли международные контакты. В апреле 1955 г. в Институте философии побывала группа французских психологов во главе с президентом Международной психологической ассоциации Жаном Пиаже, в сентябре приехал польский философ Адам Шафф, в октябре "логический позитивист" датчанин Иорген Иоргенсен. В августе 1956 г. философы встречались с Исайей Берлином, в сентябре в институте читал лекцию Джон Бернал. Этот далеко не полный перечень свидетельствует, что общественные науки в СССР входят в новый период. Еще сохранялась изоляция и с ней состояние испуганной настороженности, но непосредственное соприкосновение с миром по ту сторону "железного занавеса" уже состоялось. Разумеется, все встречи с иностранными учеными тщательно регистрировались и документировались. Такой порядок сохранился до начала 90-х гг.

3 январе 1958 г. произошло событие исключительной важности - Международная конференция социологов в Москве. Было сделано все возможное, чтобы убедить западных гостей Э. Хьюза, Р. Арона, Ж. Фридмана, Т. Маршалла, Г. Шельски и Т. Боттомора в высоком научном уровне советской социологии и, по всей видимости, это удалось. Чтобы слово и дело не расходились, были приняты меры для развития эмпирических социологических исследований в Институте философии. Таким образом, перечисленных выше мэтров можно назвать если не основателями, то инициаторами советской социологической науки.

"Хрущевская оттепель" считается поворотным пунктом в истории советской общественной мысли. С этого времени начался процесс либерализации. Однако в качестве точки отсчета можно избрать подавление восстания в Будапеште, и тогда усиление внутреннего идеологического режима в борьбе с "ревизионизмом" в странах Восточного блока будут свидетельствовать о неоднозначности либеральных процессов. Неоднозначным было и содержание социологических исследований: с одной стороны, они выглядели прогрессивными и даже романтичными, с другой - неплохо вписывались в систему тоталитарного контроля.

Содержание работы

Содержание

Социология как научная дисциплина 3

1. Возникновение социологии как науки 5

2. Просвещение 6

3. Советский режим 7

Литература 20

Социология как научная дисциплина

Почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует: Подобно тому, как математика - наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мао-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Социология как наука использует ряд методов: 1) наблюдение - это сбор информации путем визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Оно бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение - это изучение социальной группы "изнутри". 2) эксперимент - это сбор информации на основе введения определенного индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Он бывает лабораторный и полевой. 3) Анкетирование - сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу воронки: - вводная часть (введение в проблему) - основная часть (вопросы по проблеме) - заключительная часть (социальная) 4) интервью - это метод сбора качественной информации. Оно должно проводиться только специалистом-социологом. Оно бывает свободное и стандартизированное. 5) анализ документов - сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин и т.п. 6) контент-анализ - сбор информации посредством массовой печати.

1. Возникновение социологии как науки

Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мао-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. Индийские тексты "Махабхараты" определяют, в частности, порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений.

2. Просвещение

Социально-философские идеи Просвещения, сформировавшие программу общественной науки по меньшей мере на двести лет вперед, исходили из противоположения наличного состояния общества и того, что "должно быть". Отсюда и сверхзадача социологии: диагноз и критика настоящего, а также выработка "совершенных ориентиров" для сильных мира сего. Однако же за этим противопоставлением скрывается куда более фундаментальное напряжение между поту - и посюсторонним порядками. Учитывать данное обстоятельство необходимо хотя бы для того, чтобы не отождествлять тоталитарную организацию общественной жизни лишь с определенным типом идеологии и определенной социологической доктриной (например, марксизмом) и, тем более, не принимать всерьез уверения в чистоте социологического разума в его либеральной версии.

Использованная литература

  1. Berger Р. Marxism and Sociology. Views from Eastern Europe. New York: Appleton-Century Croffs, 1969. Р. Y11.
  2. Араб-оглы Э.А. Социология и кибернетика. - Вопросы философии. 1958. 5. С. 145.
  3. Архив Российской Академии наук. Ф. 499. Оп. I. Д. 608. Л. 16.
  4. Архив Российской Академии наук. Фонд 499. Оп. I. Д. 381. ЛЛ. 7, 8.
  5. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Социология и власть: эпизоды советской истории // Тоталитаризм и посттоталитаризм (Статьи и подготовительные материалы). Кн.2. М.: ИС РАН, 1994. С. 174-201.
  6. Организация Института конкретных социальных исследований. -Вестник
  7. Академии наук СССР.1968. 9. С. 155.


Другие похожие работы