Политические идеи в трудах Аристотеля
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Политические идеи в трудах Аристотеля"
Автор работы: Юлия
Страниц: 19 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Личность и государство в учении Аристотеля
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своих трактатах Политика, Афинская полития, Этика предпринял попытку всесторонней разработки проблем взаимоотношений личности и государства. Он рассматривал человека как политическое животное, существо полисное, то есть государственное, гражданина по самой своей природе . Философ подчеркивал, что человек без закона есть худшее из животных, а закон своим существованием обязан государству . Тот же, кто в силу природы, а не в силу случайных обстоятельств, живет вне государства, является либо животным, либо божеством. Поэтому варвары это люди с неразвитой человеческой природой, которые, по мнению философа, не доросли до политической (то есть, в его понимании, человеческой) формы жизни. Аристотель считал, что одни люди по природе свободны, а другие рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо .
Государство обнимающая собою все другие высшая форма общения людей, в ходе естественного развития соединившихся в одно ради пользы, для достижения общих целей. Поэтому правильны только формы государственного правления, во имя идеи общего блага (монархия, аристократия и полития); преследующие же частные цели или личное благо правителей неправильны и являются отклонениями. Наилучшая средняя форма государственного устройства свободная от крайностей олигархии и демократии полития, в которой правит большинство в интересах общей пользы и доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в нравах умеренность, в имуществе средний достаток, во власти средний класс.
Полития, по Аристотелю, наиболее устойчивый государственный строй, поскольку он опирается на средний класс, то есть на большинство граждан, которым есть, что терять. Это является гарантией их кровной заинтересованности в обеспечении стабильности и процветания государства, обусловливая конструктивный характер гражданской активности в политии и достаточность ее сил для подавления деструктивных устремлений люмпенов и радикалов-экстремистов.
Основными факторами, обеспечивающими конструктивную направленность гражданской активности в государстве, являются правительственная пропаганда в процессе воспитания, уважение к законам и справедливость в управлении. Разделяя положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного и рассматривая отступление закона от права как отход от политической власти к деспотическому насилию, Аристотель иначе трактовал понятие справедливости. Философ различал справедливость уравнивающую (арифметическое равенство) и распределяющую (геометрическое равенство, то есть деление общих благ соразмерно вкладу каждого равенство по достоинству) . Неучтение государственной властью этих факторов приводит к постепенной трансформации гражданской активности в антигосударственную, приобретению ею деструктивных форм и, в конечном счете, к социальным потрясениям.
Аристотель выступал убежденным защитником прав индивида и критиковал платоновское стремление сделать государство чрезмерно единым, ведущее к его уничтожению. Центральным вопросом, определяющим форму государства, по его мнению, являлось понятие гражданина, с изменением которого менялось и само государство. Следуя своему учению о золотой середине, Аристотель придерживался мнения, что цель гражданской активности не допускать в общественной жизни крайностей, которые идут в ущерб общему благу и подрывают осовы государственности. Последнее высказывание философа является особенно актуальным в свете событий, происходящих в нашей стране сегодня, когда выработка действенных мер, направленных на оптимизацию и гармонизацию отношений личности и государства, стала насущной потребностью.
«Политика» Аристотеля
Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других, и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.
Государственный строй в его целом является не демократией и не олигархией, но средним между ними тем, что называется политией; полноправны при ней только те, кто носит тяжелое вооружение. Если законодатель устанавливает ее для государств как наиболее пригодный сравнительно с остальными видами, то это утверждение, пожалуй, правильно; но если он считает ее наилучшим после того вида, который описан им раньше, то тут он ошибается; пожалуй, всякий станет более восхвалять лакедемонское государственное устройство или какое-нибудь иное с еще более сильно выраженным аристократическим характером.
Исследователю видов государственного строя и присущих им свойств надлежит прежде всего подвергнуть рассмотрению вопрос о государстве вообще и разобрать, что такое собственно государство. В настоящее время на этот счет существует разногласие; одни утверждают, что то или иное действие совершило государство, другие говорят: нет, не государство, а олигархия или тиран. В самом деле, мы видим, что вся деятельность государственного мужа и законодателя направлена исключительно на государство (polis), а государственное устройство (politeia) есть известная организация обитателей государства. Ввиду того что государство представляет собой нечто составное, подобное всякому целому, по состоящему из многих частей, ясно, что сначала следует определить, что такое гражданин (polites), ведь государство есть совокупность граждан. Итак, должно рассмотреть, кого седует называть гражданином и что такое гражданин. Ведь часто мы встречаем разногласие в определении поня¬тия гражданина: не все согласны считать граждани¬ном одного и того же; тот, кто в демократии гражда¬нин, в олигархии часто уже не гражданин .
Тех, которые получили название граждан в каком-либо исключительном смысле, например принятых в число граждан, следует оставить без внимания. Гражданин является таковым также не в силу того, что он живет в том или ином месте: ведь и метеки и рабы также имеют свое местожительство наряду с гражданами, а равным образом не граждане и те, кто имеет право быть истцом и ответчиком, так как этим правом пользуются и иноземцы на основании заключенных с ними соглашений (таким именно правом они пользуются). Что касается мете¬ков, то во многих местах они этого права в полном объеме не имеют, но должны выбирать себе простата; таким образом, они не в полной мере уча¬ствуют в этого рода общении .
И о детях, не достигших совершенно¬летия и потому не внесенных в гражданские списки, и о старцах, освобожденных от исполнения граждан¬ских обязанностей, приходится сказать, что и те и другие - граждане лишь в относительном смысле, а не безусловно; и к первым придется прибавить свободные от повинностей граждане, а ко вторым - перешедшие предельный возраст или что-нибудь в таком роде (дело в том или ином обозначении - наша мысль и без того ясна). Мы же ставим своей задачей определить понятие гражданина в безусловном смысле этого слова, в таком значении, которое не имело бы никакого недостатка, требующего исправления; иначе пришлось бы задаваться вопросами и разрешать их и по поводу лиц, утративших гражданские права, и по поводу изгнанников.
Лучше всего безусловное понятие граждани¬на может быть определено через участие в суде и власти. Некоторые из должностей бывают времен¬ными: один и тот же человек либо вообще не может занимать их вторично, либо может занимать, но лишь по истечении определенного времени; относи¬тельно же других ограничения во времени нет - сюда относится участие в суде и в народном собрании.
Содержание работы
Содержание:
Введение 3
Аристотель (384/383 322 гг. до н.э.) 6
Личность и государство в учении Аристотеля 8
«Политика» Аристотеля 11
Заключение 18
Список литературы 20
Введение
«Политические идеи в трудах Аристотеля» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема данной работы актуальна потому, что более двух тысяч лет прошло со времени рождения Аристотеля, но он все еще живет среди нас своими мыслями, и «сведущим» все еще есть чему у него поучиться. Трудно указать область знания, в которой Аристотель не оставил бы следа, уцелевшего до настоящего времени. Немногое достоверно известно нам из жизни Аристотеля, однако и это немногое дает совершенно ясное понятие о его характере, привычках, нравственных и политических убеждениях, об отношении к семье, к друзьям и вообще к людям.
Аристотель, прозванный по месту своего рождения Стагиритом, является автором нескольких сотен книг, посвященных самым различным областям знания, хотя большая часть из них долгое время были не систематизированы и, к сожалению, не сохранилась. Лишь спустя три столетия часть оставшегося аристотелевского наследия была собрана в единый корпус одним из лидеров Лицея Андроником Родосским.
Наиболее известны следующие произведения Аристотеля: Метафизика, Физика, О душе, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, Опровержение софизмов, Категории, Никомахова этика, Евдемова этика Большая этика, Политика, Риторика.
Пять образующих Политику исследований на связанные между собой темы (экономика кн. I, вопрос о наилучшем образе правления кн. II, общая теория полиса кн. III, реальные типы государств, причины их крушения, способы упрочения кн. IV, V и VI, идеальное государство кн. VII и VIII) писались, по-видимому, в разное время, систематически дорабатывались в качестве лекционных курсов и получили известную нам структуру и форму в конце последнего, афинского периода творчества Аристотеля. Аристотель явно хотел продолжить работу над Политикой, о чем говорят не осуществленные им планы.
Давно замеченная незавершенность трактата не мешает ему быть, как писал немецкий историк философии Э. Целлер, самым важным текстом по политической науке во всей античности, и не только античности.
Здесь соединились пристальное наблюдение фактов (недаром Аристотель собирал сведения о разных государственных устройствах, законодательных системах, застольных обычаях, даже о победителях всегреческих спортивных игр), политический опыт (Аристотель был близок к македонскому царскому дому, с его помощью восстановил ок. 341 г. до н.э. разрушенную Стагиру и дал ей законы) и, наконец, представление о высшем человеческом благе, коренящееся во всей предыдущей философской традиции и в аристотелевской онтологии. Влияние Политики прослеживается у Цицерона, у римских и византийских юристов-кодификаторов. Политика явно была известна таким средневековым аристотеликам, как Боэций и Иоанн Дамаскин; в XI в. о ней пишет византийский комментатор Аристотеля Михаил Эфесский; после латинского перевода Вильгельма из Мёрбеке (ок. 1260 г.) ее комментируют Альберт Великий, Петр Овернский; усвоенные через Фому Аквинского идеи Политики послужили Данте для обоснования проекта всемирного государства (О монархии). У истоков современной политологии Ж. Боден сознательно следует аристотелевскому методу и после почти двухтысячелетнего перерыва возобновляет труд собирания сведений об устройстве и законодательствах всех известных в мире политических образований. Макиавелли, Эразм Роттердамский, Гоббс, Спиноза, Локк, Монтескье, Руссо, Кондорсе опираются на идеи Аристотеля и неоднократно цитируют его. За первым изданием Политики (в типографии Альдо Мануче, Венеция, 1498) последовали десятки переизданий. Большая работа по установлению текста трактата шла в XVII и XIX вв. (издания Хайнзе 1621 г., Копринга 1656 г., Шнейдера 1809 г., Беккера 1831 г., Бернайса 1872 г., критическое издание Зуземиля 1872 г., Ньюмена 18871902 гг.). Политика десятки раз переводилась на современные языки. Полный русский перевод впервые выполнил Н. Скворцов в 1865 г.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Стретерн П., Аристотель, Барнс Дж., Берестов И.В., Доватур А.И. и др.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмореть политические идеи в трудах Аристотеля.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать биографию Аристотеля;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о личности и государстве в учениях Аристотеля;
3.Рассмотреть сущность «Политики» аристотеля;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.
Аристотель (384/383 322 гг. до н.э.)
Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания . Нужно было привести в порядок хаотически существующие разнообразные ветви этого знания сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее достоверные, разработать более или менее единый философский язык и т.д. Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать уже окончательную форму науки. Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мысли не смог исполнить поставленной перед собой цели. Например, он почти не учитывал материалистически окрашенных теорий древнегреческих философов, оставляя их как бы за скобкой своей философии. Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и по общему признанию гениальный ученик Аристотель (384/383322 гг. до н.э.). Аристотель родился на северо-восточной окраине древнегреческого мира в Македонии в г. Стагиры .
Отец его, Никомах, был врачом македонского царя Аминты III. По месту рождения, впоследствии Аристотель получил свое второе имя Стагирит.
В 367 г. до н.э., семнадцатилетним юношей Аристотель приехал в Афины и стал обучаться в Платоновской Академии. Уже тогда многие отмечали недюжинные таланты молодого человека, обладающего к тому же самостоятельностью мышления и строптивым нравом. Платон, сравнивая молодого Аристотеля с другим, менее способным учеником, говорил: "Одному нужны шпоры, другому узда!" или "Какого осла мне приходится вскармливать, и против какого коня!"
Своеобразие мышления, а также высокое честолюбие Аристотеля предопределили довольно раннее его расхождение с Платоном. Уже в те времена сложилось устойчивое мнение, что Аристотель, "получив у Платона важнейшие основы знаний", "сбросил с себя узду" и "стал завзятым противником своего учителя". Говорят, Платон сказал на это: "Аристотель меня брыкает, как сосунок-жеребенок свою мать".
Впрочем, судя по всему, несмотря на несовпадение теоретических взглядов, оба великих мыслителя поддерживали дружеские отношения. Знаменитым стал афоризм Аристотеля "Платон мне друг, но истина дороже", который в полном изложении звучит так: "Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине". Иначе говоря, Аристотель считал Платона другом, однако даже во имя дружбы не мог поступаться своими философскими принципами.
В 347 г. до н.э., после смерти Платона, а также в связи с антимакедонскими настроениями в Афинах, Аристотель покидает этот город и некоторое время преподает философию греческих городах Малой Азии.
В 343 г. до н.э. он получает приглашение македонского царя Филиппа II и в течении 8 лет занимается воспитанием и обучением наследника престола, будущего великого полководца Александра Македонского. Обучение закончилось в тот момента, как Александр стал царем, и потому Аристотель покидает его и возвращается в Афины.
Здесь в 336 г. до н.э. он открывает свою школу, которая располагалась в Афинах возле храма Аполлона Ликейского. С этой поры и школа Аристотеля получила прозвание Ликей.
Интересно, что от слова "Ликей" впоследствии было образовано слово "лицей", как название определенного типа учебного заведения.
Использованная литература
- Аристотель Афинская полития. Государственное устройство афинян - 3 изд. Издательство: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2007. 240 с.
- Аристотель Политика. Издательство: АСТ, 2005. 393 с.
- Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983. Т. 4. С. 376644.
- Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 2002. 379 с.
- Аристотель. Политика. Метафизика. Аналитика. Издательство: Мидгард, ЭКСМО, 2008. 960 с.
- Барнс Дж. Аристотель. Краткое введение. Издательство Астрель, АСТ, 2006. 114 с.
- Берестов И.В. Аристотель как предшественник концепции Первоначала Плотина // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2003. № 1. С. 2731.
- Доватур А.И. «Политика» Аристотеля (Аристотель. Политика). М.: 2002. С. 5-19.
- Доржиев Ж.Б., Хлыстов Е.А., Мадаев Е.О., Ускеев С.Ш. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 124 с.
- Зубов В. П. Аристотель. Человек. Наука. Судьба наследия. Издательство: Едиториал УРСС. 368 с.
- Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2005. 432 с.
- Попов А.П. Практикум по философии: III часть «Античная философия» Учеб. пособие для вузов Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2005. 30 с.
- Стретерн П. Аристотель за 90 минут. Издательство АСТ, Астрель, 2004. 125 с.