Западники и славянофилы
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Западники и славянофилы"
Автор работы: Romengy
Страниц: 15 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь, «Sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Проявление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли можно рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это нормально: ведь в истории нашей философии мы хотим найти ответы на наши вопросы о разладе идеалов и действительности, духовную опору, вечные социальные, нравственные, общемировоззренческие ценности и основания подлинного национального достоинства и гордости.
Больше всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема – человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
На рубеже 30-40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными наименованиями славянофилов и западников. Эти течения в лучших традициях русских просветителей и рефор¬маторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политичес¬кого и правового опыта в сравнительно-историческом сопостав¬лении с опытом Европы и народов Востока.
Тема самобытности истории России и ее политического опыта обсуждалась не впервые. Она ставилась и истолковывалась разработчиками темы Москва – третий Рим, затем Аввакумом, патриархом Никоном, Крижаничем, а также Карамзиным, декабристами, представителями просвещенной бюрократии.
В этом же плане воспринималась формула режима правления при Николае I, выдвинутая министром просвещения Уваровым в виде триады «православие, самодержавие, народность». Самодержавие объявлялось главным устоем, обес¬печивающим мощь и величие России; православие считалось соответственно основой духовной жизни; народность истолко-вывалась как проявление многовековой традиции патриархаль¬ного единения народа со своим царем. Эта официальная теория усердно насаждалась в школах, университетах, в канцеляриях, в церкви и армии.
Западники и славянофилы высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Западники связывали Россию с общей европейской судьбой. Важное место они отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права. Славянофилы заняли противоположную позицию. У России – своя судьба, свой путь в истории. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля – живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение – к истинному нравственному самоусовершенствованию.
Прежде чем перейти к рассмотрению каждого течения в отдельности следует вспомнить слова Герцена, которые в излишних комментариях не нуждаются: «Последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего; глядя назад – шагаем вперед».
Содержание работы
Введение 3
1.Славянофилы 5
2.Западники 10
Заключение 14
Библиография 16
Использованная литература
- Философия: Учебник для вузов (под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.: Юристъ, 2001 г. - 677 с.
- Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов.- М.: Магистр-пресс ,1996 г. - 177 с.
- Философский энциклопедический словарь / подгот. А.Л. Грекулова и др.; редкол : С.С. Аверинцев и др. - М. : Сов. энциклопедия, 1989 г. - 815 с
- В. Соловьев. Западники, западничество. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона. Т. 12 (23). СПб., 1894 г, - стр. 244 с.
- «История политических и правовых учений» под редакцией доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца.- М.: Норма, 2000 г. -352 с.
- «Истории русской критики», Т. 1, М.: изд. Академии наук СССР, 1958 г.
- А.И. Герцен. Собр. соч. В 30-ти тт. М.: Наука, 1954-1960 гг.