Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Философия --> Философия как теоретическая основа мировоззрения.

Философия как теоретическая основа мировоззрения.

СГЭУ (г.Самара)

Реферат по предмету:
"Философия"



Название работы:
"Философия как теоретическая основа мировоззрения."




Автор работы: Ольга
Страниц: 23 шт.



Год:2009

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Мы живем в эпоху, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

Поиск ответов на все новые масштабные вопросы, выдвигаемые жизнью: проблемы человека и природы, человека и общества, техносферы и биосферы, многие вопросы взаимоотношений между социальными системами и государствами и т. д. − требует умения самоопределяться, выяснять пути решения этих и многих других вопросов, а главное − находить свое место и роль в этих сложных процессах [2].

Но для этого нужна такая предпосылка, как умение мыслить, достаточно широкий взгляд на вещи в качестве условия осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Однако способность к разумному мышлению не является врожденной, ее необходимо формировать и развивать, и один из лучших путей к этому − усвоение достижений философской культуры. Философия не является чем-то витающим в облаках чистой мысли. Напротив, ее главное назначение связано с решением коренных вопросов самой жизни. Ведь, в конечном счете, в центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии − помочь еловеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений со множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы − от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека.

Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом [2].

Мировоззрение − это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в нем.

1.Основные проблемы философии: мир и человек, бытие и сознание

Со времени рождения философии прошло два с половиной тысячелетия. Первоначально философия выступала в качестве синтеза всех знаний. В дальнейшем в процессе обособления частных наук сфера философского знания постепенно сужалась, хотя при этом его главное содержание, его, так сказать, стержень сохранялся [2].

Что постоянно оставалось в центре внимания философов? Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента − природный и общественный мир, а так же человек в их взаимосвязи − были и остаются главными предметами философских размышлений.

Философия − это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение − его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

К этому следует добавить, что в центре философии стоит человек, что, с одной стороны, обусловливает формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а с другой − рассмотрение человека в его отношении к миру, определение его места, его предназначения в мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт произвола субъекта? Что есть ценность? "Сидит" ли она в вещи, или мы приписываем ей ценность?

Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т. е. по сути дела об отношении мира и человека есть "стержневой", основной вопрос философии. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются через призму соотношения материи и сознания.

Различное решение этого вопроса, который Ф. Энгельс характеризовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, определяет водораздел между главными направлениями философии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая − что первично, материя или сознание; вторая − как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т. е. познаваем ли мир.

Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практику, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются с религиозными. В свою очередь, решая вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке зрения познаваемости мира, и агностиков, отрицающих возможность познания действительности.

Если же идти дальше, то в свою очередь отношение человека к миру троякое − познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них решает свой вопрос − что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?

2. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения «человек - мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта − онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология − учени о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности [4].

Практическое или праксеологическое отношение к миру − это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение − отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Через него преломляется все остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

Познавательное отношение человека к миру изучает раздел философии гносеология [3]. Поскольку предметом философии является всеобщее в системе отношений «человек-мир», то гносеология, как раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии имеет вопрос «Познаваем ли мир?».

Основными категориями и понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д.

Проблема субъекта и объекта познания является одной из основных для классической гносеологии. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.

Субъект познания − это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности. Субъектом познания могут быть:

− индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями;

− группа (коллектив);

− общество в целом.

Содержание работы

Введение 3

1.Основные проблемы философии: мир и человек, бытие и сознание 5

2. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру 6

3. Специфика философского знания 16

Заключение 22

Список использованной литературы 23

Использованная литература

  1. Список использованной литературы
  2. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: И.Т. Фролов и др. − М.: Республика, 2003. − 623с.
  3. Введение в философию: Учеб. пособие / Под. ред. Ф. С. Файзуллина. − Уфа: УГАТУ, 1997. − 314c.
  4. Кудряшова Т.Б. Лекции по философии. − http://kudr-phil.narod.ru/index.html
  5. Философия / Под ред. Г.В.Андрейченко, В.Д.Грачева. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 245с.
  6. Философия. / Под. Ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М.: Академический проект, 2003. 656с.
  7. Философское сознание: драматизм обновления. − М., 1991. − 413с.
  8. Франкфорт Г., Уилсон Д., Якобсон Т.Д.. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М., 1984.


Другие похожие работы