Понятие и струкутра мировоззрения. Особенности мировоззрения в современном мире.
Контрольная по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Понятие и струкутра мировоззрения. Особенности мировоззрения в современном мире."
Автор работы: Ольга
Страниц: 17 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н.А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерт, и это не может не вызывать тоски» . Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. Тоска по трансцендентному, по иному, чем этот мир, по переходящему за границы этого мира. Но она говорит об одиночестве перед лицом трансцендентного. «Всю жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев, - меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась» . Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». Я стал философом, - пишет он, - чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной «жизни». Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски «жизни», от ее уродства» . И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла» .
Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.
Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. В этом заключается актуальность данной работы.
Понятия «философия» и «мировоззрение» очень взаимосвязаны, ибо сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Иными словами, понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Не определив для себя характер и сущность мировоззрения, мы не сможем определить и сущность философии, а также ее функции.
Таким образом, цель данной работы определить роль мировоззрения в развитии философского знания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить понятие и структуру мировоззрения; определить общее и различное в понятиях «мировоззрение», «картина мира», «миропонимание» и «мироощущение»; определить обественно-исторический и личностный характер мировоззрения, а также его исторические типы; выяснить особенности формирования мировоззрения в современном мире.
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения . Но мировоззрение имеет и высший уровень обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей .
Основной вопрос мировоззрения отношение человека к миру в целом. По мнению А.Н. Чанышева, мировоззрение есть общая картина мира, то есть более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого) .
Проблема ценностей в составе мировоззрения теснейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера, идеалы и убеждения.
Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости. Акт веры это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Важной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы.
Идеалы это мечта и о самом совершенном устройстве общества, ге все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества.
Стержень мировоззрения и духовное ядро личности составляют убеждения. По словам С.Н. Булгакова, «Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой» .
Таковы составляющие мировоззрения, теоретическим стержнем которого является система философских знаний.
2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КАРТИНА МИРА, МИРОПОНИМАНИЕ И МИРООЩУЩЕНИЕ
Как уже говорилось, основной вопрос мировоззрения отношение человека к миру в целом. По мнению А.Н. Чанышева, мировоззрение есть общая картина мира, то есть более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого) .
Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.
По И. Канту (1724-1804), философия является наукой "о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, то есть абсолютную ценность... Сферу философии... можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?"
В книге А. Швейцера "Культура и этика" названы следующие проблемы мировоззрения: Конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконеч¬ности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое "Я" и остальное "не-Я", включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, главной составляющей его миропонимания и мироощущения. С ним соотносятся другие проблемы смысла жизни, счастья, возмож¬ности личного бессмертия. Все эти вопросы "экзистенциаль¬ные", поскольку неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. В этом плане только те проблемы материального бытия составляют проблематику мировоззрения, которые неотрывны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно целостное видение мира и места в нем человека. Поэтому понимание жизни человека составляет важную сторону мировоззрения, а проблема человека выступает не только в явном виде, но и в неявном во всех так называемых онтологическо-метафизических проблемах .
В этом одно из отличий философского знания от естественно¬научного. «Если частные научные дисциплины в ходе своего развития все более удаляются от непосредственного (обыденного) опыта, то философия всегда тесно связана с ним, а значит, и с теми вопросами, которые им порождаются» .
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ 5
2. МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КАРТИНА МИРА, МИРОПОНИМАНИЕ И МИРООЩУЩЕНИЕ 7
3. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: МИФ, РЕЛИГИЯ, НАУКА И ФИЛОСОФИЯ 9
4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Использованная литература
- Исходный пункт мировоззрения неотделим от особенностей человеческого существования, от потребности человека в осмыслении своего места в мире. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на мое "Я" и остальное "не-Я", включая природу, общество, других людей. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения, главной составляющей его миропонимания и мироощущения. С ним соотносятся другие проблемы смысла жизни, счастья, возмож¬ности личного бессмертия. Все эти вопросы "экзистенциаль¬ные", поскольку неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. В этом плане только те проблемы материального бытия составляют проблематику мировоззрения, которые неотрывны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно целостное видение мира и места в нем человека. Поэтому понимание жизни человека составляет важную сторону мировоззрения, а проблема человека выступает не только в явном виде, но и в неявном во всех так называемых онтологическо-метафизических проблемах .
- В этом одно из отличий философского знания от естественно¬научного. «Если частные научные дисциплины в ходе своего развития все более удаляются от непосредственного (обыденного) опыта, то философия всегда тесно связана с ним, а значит, и с теми вопросами, которые им порождаются» .