Наука в структуре современной культуры
Курсовая по предмету:
"Философия"
Название работы:
"Наука в структуре современной культуры "
Автор работы: Юлия
Страниц: 43 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, значение науки в современном обществе не уменьшается, а увеличивается, так как наука играет важную роль и занимает особое место в современной культуре. Наука дает основы знаний о мире, оказывает влияние на все сферы человеческой деятельности, определяет тип мышления современного человека.
Наука - один из новых институтов в структуре современной культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения под влиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, таким образом, существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность не включает в себя оценочного отношения к объекту познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения для наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы. «Знание - сила!» - утверждал Ф. Бекон . Но для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этот вопрос должна отвечать культура.
Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, таким образом, связывает их в целостное образование. Наука превратилась в фундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с его возможностями, создает новые возможности, реконструирует средства жизнедеятельности человека, а через это она изменяет и самого человека. Творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторой культурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуре приобретают все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компоненты культуры, без них нет реального человека. Культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, она более условна. Ценность научного знания пропорциональна его полезности, но это по существу, технократическая характеристика. Наука расширяет пространство для технократических атрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами и значениями, но это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура - как одухотворяющая сила.
Объект исследования - взаимосвязь науки и культуры как характерная черта современного этапа развития Человечества.
Предмет исследования - отражение взаимосвязи науки и культуры в современном обществе.
Цель исследования – определить роль науки в структуре культуры.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. раскрыть вопросы эволюции научного знания современности;
2. рассмотреть понятие и содержание науки;
3. показать роль науки в современном обществе;
4. охарактеризовать понятие культуры и раскрыть ее функции;
5. изучить структуру современной культуры;
6. показать дискуссионный статус науки в структуре современной культуры;
7. выявить роль и место науки в системе культуры и цивилизации.
Содержание работы
Введение 3
1. Наука и ее роль в современном обществе 6
1.1 Эволюция научного знания в современности 6
1.2 Понятие и содержание науки 9
1.3 Роль науки в современном обществе 14
2. Понятие, структура и функции современной культуры 18
2.1 Понятие культуры и ее функции 18
2.2 Структура современной культуры 23
3. Взаимосвязь науки и современной культуры 29
3.1 Дискуссии о статусе науки в структуре современной культуры 29
3.2 Наука в системе современной культуры и цивилизации 33
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Использованная литература
- Алексеев, П.В. Философия. Учебник [Текст]/П.В. Алексеев, А.В. Панин - М.: Высшая школа, 2003. – 469 с.
- Буянов, В.С. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект [Текст]/В.С. Буянов - М.: Просвещение, 1987. – 388 с.
- Бекон, Ф. сочинение в 2-х томах. Т.1 [Текст]/Ф. Бекон – М.: Просвещение, 1972. – 563 с.
- Вайскопф, В. Физика в ХХ столетии [Текст]/В. Вайскопф - М.: Наука, 1977. – 355 с.
- Гурин, Э.А. Философия и жизнь [Текст]/Э.А. Гурин, С.И. Грабовский - М.: Просвещение, 1989. – 411 с.
- Горелов, А.А. Концепции современного естествознания [Текст]/А.А. Горелов- М.: Наука, 2008. – 256 с.
- Золкин, А. Л. Философия. Учебник для вузов [Текст]/А.Л. Золкин – М.: ВЛАДОС, 2010. – 369 с.
- Кун, Т. Структура научных революций [Текст]/Т. Кун - М.: Знание, 2007. – 399 с.
- Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу [Текст]/Ф. Кесседи - М.: Просвещение, 1972. – 355 с.
- Келле, В.Ж. Наука как феномен культуры [Текст]/В.Ж. Келле //Наука и культура. - М.: Просвещение, 1984. – 403 с.
- Михайловский, В.Н. Мировоззрение и современная научная картина мира [Текст]/В.Н. Михайловский, Ю.И. Светов - Л.,1986. – 258 с.
- Микешина, Л.А. Философия науки [Текст]/Л.А. Микешина - М.: Наука, 2009. – 388 с.
- Новейший философский словарь [Текст]/ Сост. и гл. н. ред. А.А. Грицанов. – М.: Знание, 2008. – 658 с.
- Никифоров, A.M. Научная рациональность в контексте философии и культуры [Текст]/А.М. Никифоров, Е.А. Сергодеева - Ставрополь, 2009.
- Нейгебауэр, О. Точные науки в древности [Текст]/О. Нейгебауэр - М.: Наука, 2000 – 355 с.
- Ойзерман, Т.И. Главные философские направления [Текст]/Т.И. Ойзерман - М.: Знание, 1984. – 356 с.
- Орлов, В.В. Человек, мир, мировоззрение [Текст]/В.В. Орлов - М.: Дело, 1985. – 258 с.
- Поппер, К.Р. Логика и рост научного знания [Текст]/К.Р. Поппер - М.: Академия, 2008. – 288 с.
- Пуанкаре, А. О науке [Текст]/А. Пуанкаре - М.: Академия, 2008. – 455 с.
- Порус, В.Н. Рациональность. Наука. Культура [Текст]/В.Н. Порус – М.: Академия, 2009.
- Серль, Д. Сознание, мозг и наука [Текст]/Д. Серль // Путь. - 2009. - № 4. – С. 15-22
- Спиркин, А.Г. Философия [Текст]/А.Г. Спиркин - М.: Академия, 2000. – 333 с.
- Степин, B.C. Философия науки и техники. Разд. II./В.С. Степин [и др.] - М.: Наука, 2009. – 478 с.
- Скачков, Ю.В. Полифункциональность науки [Текст]/Ю.В. Скачков//Вопросы философии. – 2010. - №11. – С.15-22
- Фолмер, Г. Эволюционная теория познания [Текст]/Г. Фолмер - М.: Знание, 2008. – 415 с.
- Хайдеггер, М. Время и бытие [Текст]/М. Хайдеггер - М.: Наука, 2008. – 288 с.
- Хюбнер, К. Истина мифа [Текст]/К. Хюбнер - М.: Знание, 2009. – 466 с.
- Эйнштейн, А. Собр. науч. трудов в 4-х томах, т. IV. А. Эйнштейн - М., 1967.
- Яковлев, В.А. Инновация в науке [Текст]/В.А. Яковлев - М.: Наука, 2010. – 366 с.