История и философия психолингвистики
Реферат по предмету:
"Философия"
Название работы:
"История и философия психолингвистики"
Автор работы: Юлия
Страниц: 18 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является одним из центральных вопросов науки о языке. Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный мир, в котором он живет, как он получает субъективный образ реального мира, составляет значительную часть всего содержания психологии. Самое существенное заключается в том, что человек не ограничивается непосредственными впечатлениями об окружающем. Он оказывается в состоянии выходит за пределы чувственного опыта, проникать глубже в сущность вещей, чем это бывает при непосредственном восприятии. Человек может абстрагировать отдельные признаки вещей, воспринимать глубокие связи и отношения, в которые вступают вещи. Это означает, что человек, в отличие от животных, обладает мышлением - специфически человеческим свойством. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным или даже бессильным чувственное познание.
Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без речи. Языковое мышление и осмысленная речь - характерные и неотъемлемые признаки человека. Именно здесь коренится разница между чувственно воспринимающим животным и мыслящим человеком.
Поэтому не случайно, что с самого начала развития теоретического языкознания и философии языка ученые пытались выяснить характер связи языка и мышления. В решении этой проблемы у разных ученых обнаруживаются глубокие расхождения. Одни, как Ф.Э.Д. Шлейермахер и И.Г. Гаман, прямо отождествляли язык и мышление. Гаман, например, считал язык воплощением духовности и называл поэзию «родным языком человечества». Другие ученые в паре «язык – мышление» отдавали приоритет языку. Такой подход был характерен для В. фон Гумбольдта, Л. Леви-Брюля, а позднее - для представителей бихевиоризма, неогумбольдтианства и неопозитивизма. Третьи, как, например, Ф.Э. Бенеке, вообще отрицали связь между языком и мышлением3.
Между тем слово (как единица языка и как фигуральное выражение для обозначения самого языка) находится между сознанием и мыслимым предметом. При этом оно участвует в бытии обоих. Во-первых, оно отделяет их друг от друга. Благодаря этому человек может отличать возникающее через слово представление от соответствующего предмета. Во-вторых, слово связывает предмет и сознание. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление. Более того, благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования.
Мышление - самостоятельный процесс и, вероятно, все-таки первичное по отношению к языку явление (во всяком случае, предметно-логическое мышление). И в то же время наше собственное мышление может быть познано нами только в языковой оболочке и форме. Мы постигаем мир согласно способу бытия нашего языка. Каждый предмет становится носителем некоторой сущности, которую мы можем познать. По мере того, как мыслимые предметы начинают принимать участие в процессе человеческого общения, сознание, воздействуя на них с помощью языка, вместе с тем приспосабливается к ним.
Объектом исследования являются особенности развития науки психолингвистики.
Предмет исследования – история и философия психолингвистики.
Цель работы – рассмотреть основные этапы развития науки психолингвистики, выявить их специфические особенности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. сделать обзор теоретической литературы по истории развития психолингвистики;
2. проанализировать философию психолингвистики;
3. выявить разделы психолингвистики, рассмотреть процессы порождения и восприятия речи.
Содержание работы
Введение 3
1.История становления психолингвистики 6
2.Философия языка как основа философии психолингвистики 9
3.Разделы психолингвистики, порождение и восприятие речи 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Использованная литература
- Белянин В. П. «Психолингвистика»: Учебник. 6-е изд.- М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2009;
- Блумфилд Л. Употребление языка. // Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX веков в очерках и извлечениях.— М., 1965. — Ч. II;
- Горелов И. Н., Седов К. Ф. «Основы психолингвистики».— М., 2007;
- Залевская А. А. «Введение в психолингвистику». — М.,2009;
- Леонтьев А. А. «Основы психолингвистики». — М., 2007;
- Пищальникова В. А. «История и теория психолингвистики». Курс лекций. Ч. 1-3. — М., 2005—2010; Ч. 1. М., 2005. (аннотация); Ч. 2. Этнопсихолингвистика. М., 2007. (аннотация); Ч. 3. Психопоэтика. М., 2010. (аннотация);
- Сахарный Л. В. «Введение в психолингвистику».— Л., 2008.(глава из книги «Введение в психолингвистику»);
- Сахарный Л. В. «Из истории психолингвистики», Текст лекций «Введение в психолингвистику».— М., 2001. Ч.I, ч. II;
- Секерина И. «Психолингвистика». // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики.— М., 2007, с.231-260;
- Соболева, М. Е. Онтологические позиции внутри философии языка: Три взгляда на проблему // Рабочие тетради по компаративистике. Гуманитарные науки, философия и компаративистика. − СПб., 2003. − С. 87—92;
- Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. // Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX веков в очерках и извлечениях.— М., 2005.— Ч. II;
- Ушакова Т. Н. «Психолингвистика». // Психология. Учебник для гуманитарных специальностей. — СПб., 2006;
- Фрумкина Р. М. «Психолингвистика». М., 2001;
- Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2008;
- Шахнарович А. М. «Проблемы психолингвистики».— М., 2007;
- Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании.// Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность.— М., 1974.